Хрестоматия актёра » Грим » ГРИМ В ЖИЗНИ
14 февраля 2016
Трудно указать точно, где именно и когда появились первые зачатки грима, известно только одно: искусство гримировки существует с незапямятных времен.
Дикие народы, совершая свои богослужения, отправляясь в воинские набеги, иногда прибегали к гримировке, крася себе лицо и тело разными растительными красками. В большом ходу это было, например, у китайцев. Они для устрашения неприятеля расписывали себе лица красками, чаще всего тушью.
Грим был известен египтянам еще 4.500 лет тому назад. Они*проводили под глазами круги зеленой углекислой медью, употребляли также и белила. Египтянки славились умением изготовлять всевозможные краски, пудры, мази и притирания. В эпоху династии Сезострисов и Птоломеев цари, царицы, женщины, воины, ученые, гадатели, жрецы и священные кошки, статуи богов и простые мумии, - все иллюминировалось яркими красками.
Даже женщины так называемых низших классов общества чернили веки особым порошком, который они называли "кохоль". Нечего говорить о том, что женщины экспло-атирующих классов широко пользовались всякими косме-тиками: они, например, подводили зеленой краской глаза, позже ее заменила черная краска, которой, сверх того, подрисовывали длинные, толстые брови. Краска налагалась с помощью деревянного или костяного стилета, который сперва обмакивали в розовую воду, а потом в порошок. Египтянки изобрели особые "румяна и белила", придававшие их темным лицам светло-желтый оттенок. Слава об искусстве египтянок дошла до Рима, и римские императрицы на вес золота приобретали от шарлатанов храма Изиды таинственные составы "косметикон'а", который, будто бы, придавал лицам блеск золота и белизну слоновой кости.
Веки египтяне красили зеленой краской, а ногти красной.


Хрестоматия актёра » Грим » ЧТО ТАКОЕ ГРИМ
14 февраля 2016
Сценический грим представляется только вспомогательным искусством, при посредстве которого, однако, артист (ка) может преображать, соответственно типу исполняемой роли, черты своего лица, налагая на него различные специальные краски, надевая 'парик, изменяя налепками и наклейками отдельные части своего лица и пр!
Если артист способен к творчеству, то он, узнав основы грима, так сказать фундамент, сам пойдет дальше и выработает свои правила применительно только к своему лицу, к своей индивидуальности.
Тайна грима не в том, чтобы превратить молодое лицо в лицо старика, короткий вздернутый нос сделать длинным, маленькие глаза сделать большими и т. д.; тайна его в том, что артист, чувствуя себя изображаемым персонажем, сам преображает свое лицо и делает его, смотря по надобности, то юношески восторженным, то старческим или слабоумным.
В чем же заключается задача грима? - В том, что при помощи целого ряда приемов, грим по могает артисту отразить в мимике лица характерные особенности роли и зафиксиро-
ватьихгримом.
Гримировка рассчитана на определенное расстояние и определенное освещение, следовательно, задачей артиста должно быть создание такого грима, который удовлетворял бы зрителя на рас-с т о я н и и-и з публики, а вблизи он может быть просто рядом непонятных пятен и штрихов.
Есть лица удобные для грима и не удобные. Это зависит от правильности пропорций, причем детали, например, цвет кожи, красивые зубы, приятный цвет волос, - это все большого значения не имеет; главное заключается в пропорциях, удобных для изменения. Для этого наиболее подходят так называемые правильные крупные черты лица.
Ценность художественного впечатления в гриме достигается умелым совмещением грима с осмысленной мимикой. Умение приспособить свою мимику к задуманному гриму, а грим к мимике - одно из важнейших требований сцены. Поэтому следует избегать наложения чрезмерного количества красок на лице.
Положим, что лицо артистки (та) способно во время сильных сценических переживаний бледнеть и краснеть (см. Ленский); нельзя же за грубым слоем краски скрывать от зрителя то, что для него всего дороже! Нарушать жизнь своего лица на сцене непростительно, вот почему всегда сначала следует попробовать обойтись, так сказать, своими средствами, изменив прическу, фигуру, усилив характерность костюма, придав лицу доминирующее по роли выражение, а красками только зафиксировать созданное мимикой. Ведь зритель получает сумму впечатлений.


Хрестоматия актёра » Грим » ГРИМ НА СЦЕНЕ
14 февраля 2016
Трудно указать точно, где впервые и когда вошло в обыкновение гримировать себя на сцене; сохранились указания, что на греческих празднествах в чест бога Диониса (Бахуса, Вакха) некоторые из участвующих мазали себе лицо винными дрожжами, суриком и проч. Этот праздник справлялся обыкновенно восемь дней и сопровождался жертвоприношениями, различными состязаниями и драматическими представлениями, которые назывались мистериями. Преобразователем этих мистерий называют Ф е с п и с а (VI век до нашей эры); ему принадлежат первые опыты трагедии; он же первый ввел изменения лиц на сцене. По другим источникам для трагедии выбирали актеров с подходящими для ролей лицами и фигурами; так поступают и поныне в Обераммергауских представлениях.
Древний театр, в сущности, не знал грима. Там как в комедиях, так и трагедиях актеры главным образом надевали маски, которые придавали определенную физиономию каждой роли. Делались эти маски специально для каждого типа, сообразно с его характером, из лубка, кожи, воска и оправлялись металлом. Цвет волос, изображенных на маске, соответствовал роли. Появление парика относится к этому же времени, он иногда прикреплялся к маске. Маски закрывали все лицо актера, даже белки его глаз, и были гораздо больше человеческого лица, а парики больше головы. Величина их обусловливалась необходимостью увеличения всей фигуры актера, вследствие большого расстояния сцены от зрителя. Маски были разных типов: старого лица, молодого, маски раба и женские. Так как зачастую роли артистов требовали разной перемены выражения лиц, то артист надевал в таких случаях маску, на одной стороне которой было выражение горя, на другой радости и поворачивался, по мере надобности, то одной то. другой стороной к публике. Употребление театральных масок перешло в Италию (так называемая итальянская комедия).
Только спустя тысячу слишком лет после начала нашей эры, с появлением новой трагедии, маска была признана неудобной; лицо актера стало свободным от нее; это обусловливается тем, что сами драматические представления подверглись сильным изменениям. Тут открылось широкое поле для изобретения различных приемов, чтобы менять свое лицо, сообразно роли, но искусство это совершенствовалось очень медленно. Грим, в тесном смысле этого слова, как изменения лица для выражения характера с помощью красок, париков, бород и пр., появился лишь во времена Годшеда (около 1720 г.); сначала, до середины прошлого столетия, употреблялись для грима лишь мел (белый цвет), пережженая пробка (черный) и растительное вещество (красный). В пятидесятых годах, актеры стали смешивать краски для грима с жиром; существующие же ныне жировые краски появились только в 70-х годах и вызвали полный переворот в области гримировального искусства, а до того времени все пользовались сухими, вредными для лица, красками.



Хрестоматия актёра » Грим » КРАТКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ ЧЕРЕП
14 февраля 2016
Голова человека состоит из плотных и жидких частей. К последним относится кровь с различного рода соками; она нас может интересовать, только как окрашивающее вещество, главное же внимание должно быть сосредоточено на костях и мускулах (мышцах).
Кость - твердая часть тела - придает ему размер и служит основанием формы; мускулы и жировая поверхность - влияют на полноту; кожа сообщает телу известный цвет.
Основу головы составляют кости черепа, которые по своему строению являются наиболее сложными из всех других частей скелета. Череп делится на две крупные части: мозговая полость (ящик, в котором помещается мозг) и лицевая полость (кости лицевого пространства). Все части черепа соединяются швами (зубчиками). Бывает так, что швы между лобной и теменными костями срастаются, а в затылочной части рост костей продолжается; тогда вся затылочная часть черепа развивается значительно больше, чем лобная.


Хрестоматия актёра » Грим » ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ХАРАКТЕРА В ЛИЦЕ
14 февраля 2016
Очень важно сразу по прочтении роли определить характерные признаки, которые необходимо воплотить в гриме, вообразить себе всю фигуру данной роли настолько ясно, чтобы представить себе ее во все время изучения роли, не впадая в подробности и мелочи, уметь найти главные характерные признаки во внешности и воспроизвести их. Это-то и называется определением главного характера в лице.
Определив главный характер лица и установив изображение его в гриме, актер может прибавлять или не прибавлять к нему детали - это дело второстепенное.
Один правильно определенный главный характерный штрих дает гораздо больше в смысле цельности натуры, чем масса нагроможденных деталей, которые заставляют зрителя только путаться и сбиваться в догадках.


Хрестоматия актёра » Грим » КЛАССИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА И ИЗУЧЕНИЕ ЛИЦА
14 февраля 2016
Для того чтобы установить какое лицо по своим чертам правильно и какое неправильно, нужно иметь настоящую положительную единицу. Такой единицей принято считать правильное античное лицо. Например, головы Венеры, Аполлона, Афродиты и т.д. Эти лица делятся на три равные части.


Хрестоматия актёра » Грим » ИЗУЧЕНИЕ ЛИЦА
14 февраля 2016
Мы знаем, что грим есть фиксация мимики, следовательно, для того, чтобы придать своему лицу какую-либо характерность, нужно тщательно изучить свое лицо и разработать свою мимику, как основу грима.
Изучить свое лицо легче всего по фотографии. Необходимо помнить, что свет и тень играют важную роль в гриме, что светлые тона дают иллюзию выпуклости даже не существующим рельефам лица, а темные, наоборот, углубляют впадины и скрадывают ненужные выступы лица. Необходимо помнить также анатомию черепа, его впадины и выпуклости, расположение мускулатуры (мышц) лица, степень развития мускулатуры и количество подкожного жира (от чего зависит больший или меньший объем мясистых частей тела-полнота или худоба их). Вспомним и основные дивижения мимики, так как от сокращений тех или других мышц получается то или другое выражение страсти или аффекта.


Хрестоматия актёра » Грим » СНЯТИЕ ГИПСОВОЙ МАСКИ
14 февраля 2016
В качестве подспорья при изучении лица рекомендуется снять с себя гипсовую маску. Помимо того, что эта маска своими рельефами поможет лучше всего изучить лицо актерам, не умеющим рисовать, она в некоторых частных случаях, например, при исправлении некрасивого носа на-лепками и проч., является незаменимой.
Несколько слов о материале. Гипс должен быть лучшего качества; приобретать его лучше в скульптурных мастерских, а за неимением таковых - в аптеке или аптекарских магазинах; затем - обыкновенный белый очищенный вазелин; мягкая помада для замазывания растительности на лице; какая бы то ни была, только не цветная, белая, толстая пропускная бумага и две стеклянные трубочки, длиною по два вершка, шириною соответствующие ноздрям. Удобнее всего стеклянные мундштуки.
Самому с себя маску снять нельзя, - необходимо участие другого лица.


Хрестоматия актёра » Грим » ТРОЙНОЕ ЗЕРКАЛО
14 февраля 2016
Предлагаем желающим иметь действительно хорошее зеркало, отвечающее всем запросам гримера, ознакомиться с чертежом, изображающим одну из стенок трехстворчатого зеркала, причем по величине все три или равны между собою или боковые меньше средней. Как видно из чертежа, каждая стенка зеркала состоит из трех рам, вставленных одна в другую, - I, II, III.
Рама II вращается в раме I по внутренним шарнирам А - А (на поперечной оси).
Рама III в раме II в то же самое время вращается по таким же внутренним металлическим шарнирам В - В (на продольной оси).
При одновременном вращении всех трех стенок получаются всевозможные комбинации, которые позволяют в одно и то же время видеть профиль, затылок, нижнюю часть лодбородка и т. д.


Хрестоматия актёра » Грим » ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГРИМИРОВКИ
14 февраля 2016
Когда артист или артистка гримируются, то у них, кроме красок, есть и принадлежности, которыми эти краски накладываются на лицо, - так называемые растушевки. Растушевки бывают замшевые и бумажные; первые, как лучшие, встречаются чаще. Надо сказать, что инструмент этот довольно примитивен и можно лишь пожалеть, что большинство артистов до сих пор не в состоянии с ним расстаться и перейти к кистям. Сравнивать растушевку с кистью не стоит: каждый сообразит, что тонкой и мягкой кистью можно достичь больших результатов, чем быстро сохнущей растушевкой. Растушевки, впитывая в себя жир-ные вещества красок, быстро, как уже сказано, высыхают и конец их, отвердевая, портится. Вот почему их до употребления советуют опускать в вазелин на довольно продолжительное время, но тогда они становятся слишком дряблыми.


Хрестоматия актёра » Грим » КОЖА, ЕЕ СТРОЕНИЕ И ГИГИЕНА
14 февраля 2016
Цвет кожи есть одна из самых главных особенностей, бросающихся нам в глаза при взгляде на человеческое лицо. С помощью этой особенности мы можем судить сразу о племени, возрасте, здоровье и других отличительных особенностях человека.
При нормальных условиях кожа человека гладка; она мягка наощупь и отличается характерным слегка жирным блеском. Цвет кожи здоровых людей кавказской расы в общем представляется бледножелтым, но он колеблется от нежного, почти от белого желтовато-розового цвета до своеобразного, напоминающего бронзу, смугло-желтого цвета. Щеки отливаются розовым просвечиванием.
Всеми этими свойствами кожа обязана своему своеобразному строению. Ее мягкость, которую сравнивают с мягкостью бархата, следует приписать тем ямочкам и бугорочкам, которые возникают благодаря бороздкам; последние совпадают с индивидуальными линиями расщепления. Распределение бороздок по всей коже, а в особенности на внутренней поверхности ладони, индивидуально различно, так что оно во многих случаях применяется для установления тождества личности дактилоскопия). Помимо бороздок, на коже встречаются еще мелкие ямочки или поры, представляющие отверстия волосных мешочков, сальных и потовых желез. В общем кожа состоит из двух главных слоев: кожицы и лежащей над ней надкожицы.



Хрестоматия актёра » Грим » КОЖНЫЕ КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
14 февраля 2016
Вода среди применяемых косметических средств занимает главное место. Материю при обтирании следует выбирать сообразно с чувствительностью кожи; применяют фланель, волосяную материю для сита, грубый холст, так называемый турецкий, в виде маленьких мешочков, перчатки для ванн, пучки очень тонкой мочалы и, наконец, губки. Однако следует отметить, что первое место среди косметических средств занимает мыло, представляющее, как известно, соединение жировых кислот со щелочами. Различают мягкие мыла (жир с калийным щелоком) и твердые мыла (жир с натронным щелоком) согласно входящему в мыло жирному веществу, мыла бывают из сала, оливкового масла, пальмового масла, масла кокосового ореха, из ворвани и олиеновой кислоты. Не следует мыться первым попавшимся мылом, к выбору мыла нужно отнестись весьма и весьма осмотрительно.



Хрестоматия актёра » Грим » ПРЕДОХРАНЕНИЕ КОЖИ ОТ ПОРЧИ ПРАВИЛЬНЫМИ ПРИЕМАМИ ГРИМА. РАЗГРИМИРОВАНИЕ
14 февраля 2016
Говоря о коже, в целях ее предохранения, остается сказать несколько слов о правильных приемах грима. Как выше сказано, кожа наша имеет поры (отверстия), посредством которых она, выделяет из организма вредные отработавшиеся вещества, т. е. дышит. Поры эти от перемены температуры изменяют свой объем, - суживаются и расширяются. Эти-то поры и представляют плавное затруднение в гриме, так как краска, наложенная непосредственно на кожу, закупоривает поры и мешает их отправлениям, а краска, плохо смытая с лица, может, разлагаясь, принести безусловный вред коже; во избежание этого все лицо и шею, если последняя будет тоже гримироваться, смазывают предварительно тонким слоем вазелина, кольд-крема, кокосового масла, свиного сала или какого-нибудь другого жирового вещества. Покрывать лицо перед гримировкой нужно не густым слоем, а так, чтобы кожа была слегка влажная, в противном случае краски будут, расплываясь и смешиваясь, плохо и неровно ложиться; хорошо после покрытия лица вазелином слегка обтереться полотенцем, чтобы удалить излишний вазелин. Ни в коем случае следует вместо вазелина или других жиров покрывать лицо росными каплями, связывающими кожу и закрывающими ее поры. Кожа должна "дышать" все время.
Таким образом поры кожи нужно замазывать слоем этих безвредных жировых веществ, и краску накладывать не прямо на кожу, а на этот жировой слой. Все вышеупомянутые мази и масла не только безвредны, но до некоторой степени даже полезны: они, заставляя краску ложиться равномернее, мягчат кожу и способствуют более легкому смыванию грима. Смывается грим теми же жировыми веществами. И без того уже безвредная для лица краска находится в конце концов между двумя слоями жиров, следо-вательно, предположения о вреде грима совершенно неосновательны в том случае, если придерживаться чистоты и известного всем артистам вышеописанного правила. Перед гримированием необходимо внимательно осмотреть свое лицо, нет ли на коже ссадин, царапин, прыщей, трещин. Если есть, то прежде всего смазать их иодом с глицерином или с вазелином, чтобы не было темного пятна).


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100