Говоря о коже, в целях ее предохранения, остается сказать несколько слов о правильных приемах грима. Как выше сказано, кожа наша имеет поры (отверстия), посредством которых она, выделяет из организма вредные отработавшиеся вещества, т. е. дышит. Поры эти от перемены температуры изменяют свой объем, - суживаются и расширяются. Эти-то поры и представляют плавное затруднение в гриме, так как краска, наложенная непосредственно на кожу, закупоривает поры и мешает их отправлениям, а краска, плохо смытая с лица, может, разлагаясь, принести безусловный вред коже; во избежание этого все лицо и шею, если последняя будет тоже гримироваться, смазывают предварительно тонким слоем вазелина, кольд-крема, кокосового масла, свиного сала или какого-нибудь другого жирового вещества. Покрывать лицо перед гримировкой нужно не густым слоем, а так, чтобы кожа была слегка влажная, в противном случае краски будут, расплываясь и смешиваясь, плохо и неровно ложиться; хорошо после покрытия лица вазелином слегка обтереться полотенцем, чтобы удалить излишний вазелин. Ни в коем случае следует вместо вазелина или других жиров покрывать лицо росными каплями, связывающими кожу и закрывающими ее поры. Кожа должна "дышать" все время.
Таким образом поры кожи нужно замазывать слоем этих безвредных жировых веществ, и краску накладывать не прямо на кожу, а на этот жировой слой. Все вышеупомянутые мази и масла не только безвредны, но до некоторой степени даже полезны: они, заставляя краску ложиться равномернее, мягчат кожу и способствуют более легкому смыванию грима. Смывается грим теми же жировыми веществами. И без того уже безвредная для лица краска находится в конце концов между двумя слоями жиров, следо-вательно, предположения о вреде грима совершенно неосновательны в том случае, если придерживаться чистоты и известного всем артистам вышеописанного правила. Перед гримированием необходимо внимательно осмотреть свое лицо, нет ли на коже ссадин, царапин, прыщей, трещин. Если есть, то прежде всего смазать их иодом с глицерином или с вазелином, чтобы не было темного пятна).
Разумеется, что краски и все принадлежности нужно содержать в полной опрятности, предохраняя их от пыли, иначе, все правила о предохранении кожи окажутся бесполезными. В отделе о рецептах перечисляются все употребляемые мази и масла, всевозможные составы, с примесью дезинфицирующих веществ (которые легко можно приготовить самому или заказать в аптеке).
Теперь остается сказать несколько слов о технике смывания грима. Порядок смывания грима следующий: первый раз взять вазелина или другой мази большое количество и отнюдь не прижимать чистыми пальцами или полотенцем к лицу, чтобы не ввести краску в поры, наоборот, первый раз нужно очень легко снять краску, смешивая наложенную на лице краску с вазелином. Второй раз нужно взять вазелина немного меньше, слегка прижимая рукой полотенце и т. д. до тех пор, пока лицо не будет совершенно чистым, а это будет только тогда, когда полотенце покроется совершенно чистым неокрашенным слоем массы. Обыкновенно лицо смазывают вазелином (или другим составом) от двух до пяти раз, в зависимости от количества краски на лице и от выносливости кожи артиста. Некоторые, разгримировываясь, вместо полотенца, употребляют гигроскопическую вату, лигнин (перевязочное средство) или тонкую мягкую бумагу (белую бутылочную). Это очень гигиенично, так как материал, сохраняемый в закрытом виде, всегда чистый. Что же касается полотенец, то сами по себе они приятнее и неудобны только потому, что сало плохо смывается при стирке; впрочем, если при кипячении в стирке прибавлять, по ложке нашатырного спирта и скипидара или мыльного и нашатырного спирта, уменьшая и увеличивая дозу в зависимости от количества воды, то жир легко смывается.
Необходимо также предупредить гримирующегося, что преждевременная старость в лице артиста или артистки обусловливается большею частью неправильными приемами гримировки. Все движение пальцев по лицу, при растирании, разглаживании красок и раз-гримировании должны итти от центра, т. е. от н о с а; в этом случае нужно слегка массировать лицо, чем разглаживаются морщины, если они есть, и предупреждается их появление. Если же растирать лицо, не при держиваясь никакой системы, то незаметно будет изнашиваться кожа, что предрасполагает к образованию морщин. На этом правиле основан массаж лица. Хорошо, после снятия грима вазелином или маслом, вытереть слегка лицо одеколоном или спиртом (винным 60-70%); это рекомендуется в особенности после наклеек и налепок, после замазывания усов, в последнем случае лучше всего--эфиром или хорошим бензином. Некоторые после смывания грима пудрятся чистой рисовой пудрой" которая впитывает оставшийся на лице жир, точно так же, как одеколон и спирт.
Отнюдь не следует сразу после снятия грима мыть лицо холодной водой,- это страшно вредно, потому что поры кожи от холодной воды сжимаются и закрывают содержимое в них,- жир, краску, которые, разлагаясь, могут испортить кожу. Горячая же вода с мылом в таких случаях безвредна, она, производя обратное действие на кожу, растворяет жировые вещества.
Говоря о предохранении кожи в гриме, нельзя не упомянуть о том, как содержать ее в свободное от грима время. Вообще кожу артиста или артистки нельзя приучать к разным нежностям; наоборот, чем проще с ней обращаться, чем меньше ее раздражать всевозможными кремами, мазями и эмульсиями, тем результаты лучше. Для этого лицо рекомендуется каждый день мыть одним и тем же м ы л о м: б о р н о-т и м о л о-вым, жидким глицериновым, ланолиновым или вазелиновым (отнюдь не пахучими цветочными мылами), употребляя грубое лохматое полотенце. Хорошо мыть лицо миндальными отрубями.