В качестве подспорья при изучении лица рекомендуется снять с себя гипсовую маску. Помимо того, что эта маска своими рельефами поможет лучше всего изучить лицо актерам, не умеющим рисовать, она в некоторых частных случаях, например, при исправлении некрасивого носа на-лепками и проч., является незаменимой.
Несколько слов о материале. Гипс должен быть лучшего качества; приобретать его лучше в скульптурных мастерских, а за неимением таковых - в аптеке или аптекарских магазинах; затем - обыкновенный белый очищенный вазелин; мягкая помада для замазывания растительности на лице; какая бы то ни была, только не цветная, белая, толстая пропускная бумага и две стеклянные трубочки, длиною по два вершка, шириною соответствующие ноздрям. Удобнее всего стеклянные мундштуки.
Самому с себя маску снять нельзя, - необходимо участие другого лица.
Тот, с кого снимают маску, должен находиться в лежачем положении, лицом вверх. Сначала надо закрыть ему полотенцем или простыней всю голову и шею, оставив открытым лицо. Границы маски, т. е. наверху-начало волос, с боков - начало ушей и внизу - до конца подбородка, надо обложить скомканной и свернутой длинными полосами пропускной бумагой. Затем покрыть все лицо густым слоем вазелина, замазать густым слоем помады всю растительность на лице, как-то: часть волос над лбом, брови и ресницы, усы и бороду, если таковые имеются. Некоторые вместо помады заклеивают растительность на лице тонкой папиросной бумагой; но это менее удобно в том отношении, что бумага может легко сдвинуться, и волосьг прилипнуть к гипсу, а это сопряжено с болью при снятии уже готовой маски. Дальше надо вставить в ноздри, как можно глубже, две стеклянные трубки, причем края их должны быть гладкими, чтобы не оцарапать носа. Затем в какой-нибудь посуде надо развести гипс (температура воды должна быть комнатной, чтобы не простудить лицо), положив по 3-4 столовой ложки гипса на стакан воды. Тогда получится масса, по густоте и цвету похожая на сметану. Надо иметь в виду, что она отвердевает быстро, поэтому надо действовать возможно скорее; однако, накладывать гипс следует ложкой, а не весь сразу; первым слоем гипса необходимо залить по возможности всю поверхность лица, а затем, разведя еще такую же порцию гипса, залить нос. Наливать гипс нужно до тех пор, пока на лице не образуется довольно толстый слой, приблизительно в 2-3 - пальца.
Когда таким образом лицо будет залито, нужно остаться в абсолютном покое, сохранив непринужденное выражение лица несколько минут, до тех пор пока гипс не начнет нагреваться (вследствие быстрого сжатия затвердевающих частиц); затем человек, с которого снимают маску, должен встать и опустить голову, - маска сойдет сама, в редких случаях ее приходится снимать с некоторым усилием.
Маску поворачивают углублением вверх и кладут на что-нибудь мягкое, скажем, на подушку, часа на два; следующей задачей будет просушить маску; для этого ее помещают на плиту, если там достаточно тепло.
Осторожно подпилив их напильником, обламывают стекляннные трубочки и тогда, смазав всю форму внутри густым слоем стеарина с керосином, можно отливать маску из гипса, растворив его также, как в первый раз. Гипс быстро впитывает в себя растворенную массу; поэтому лучше всего ее прямо выливать внутри формы.
Удобнее отливать маску, когда форма состоит из двух или нескольких частей, а потому ее иногда ломают, предварительно подпилив напильником -с обратной стороны. Из такой формы маску вынуть гораздо легче.