Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/cache/related_32.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 339 ГРИМ В ЖИЗНИ » Актёрское мастерство каждый день - Хрестоматия актёра - Интересное о театре и актёрах.

Хрестоматия актёра » Грим » ГРИМ В ЖИЗНИ
 (голосов: 3)
Трудно указать точно, где именно и когда появились первые зачатки грима, известно только одно: искусство гримировки существует с незапямятных времен.
Дикие народы, совершая свои богослужения, отправляясь в воинские набеги, иногда прибегали к гримировке, крася себе лицо и тело разными растительными красками. В большом ходу это было, например, у китайцев. Они для устрашения неприятеля расписывали себе лица красками, чаще всего тушью.
Грим был известен египтянам еще 4.500 лет тому назад. Они*проводили под глазами круги зеленой углекислой медью, употребляли также и белила. Египтянки славились умением изготовлять всевозможные краски, пудры, мази и притирания. В эпоху династии Сезострисов и Птоломеев цари, царицы, женщины, воины, ученые, гадатели, жрецы и священные кошки, статуи богов и простые мумии, - все иллюминировалось яркими красками.
Даже женщины так называемых низших классов общества чернили веки особым порошком, который они называли "кохоль". Нечего говорить о том, что женщины экспло-атирующих классов широко пользовались всякими косме-тиками: они, например, подводили зеленой краской глаза, позже ее заменила черная краска, которой, сверх того, подрисовывали длинные, толстые брови. Краска налагалась с помощью деревянного или костяного стилета, который сперва обмакивали в розовую воду, а потом в порошок. Египтянки изобрели особые "румяна и белила", придававшие их темным лицам светло-желтый оттенок. Слава об искусстве египтянок дошла до Рима, и римские императрицы на вес золота приобретали от шарлатанов храма Изиды таинственные составы "косметикон'а", который, будто бы, придавал лицам блеск золота и белизну слоновой кости.
Веки египтяне красили зеленой краской, а ногти красной.
Темехи татуировали свою кожу.
Ассирияне и вавилоняне чернили брови и ресницы, густо белились и румянились. По всей вероятности, они носили парики и накладные бороды, об этом свидетельствуют необыкновенно крупные размеры причесок и бород.
У мужчин грим, так же как и у женщин, составлял необходимое требование этикета. Ассириянки лакировали свои лица особыми составами, которые, подсыхая, придавали лицам блеск и твердость эмали.
Мидяне раскрашивали свои лица белилами и румянами.
Имеется упоминание об употреблении грима также в "Песне о Нибелунгах".
Еще в древней Иудее косметики были настолько распространены, что мифический Иов называл одну из своих дочерей "сосудом с сурьмой". В Ниневии и Греции грим был особенно распрастранен среди гетер.
Лесбос славился выделкой изящных париков. Согласно античному мифу, еще кокетка Афродита в день состязания богинь была уличена в подкрашивании и пудрении своего лица. У простых смертных испокон веков были в употреблении белила и кармин. Для подведения глаз гречанки пользовались копотью, получавшейся от сгорания особой эссенции, которую они бросали в жаровню; копоть собиралась потом на тарелку. Вскоре увлечение косметиками приняло такие размеры, что Солон вынужден был издать ряд постановлений против злоупотребления духами, мазями, притираниями и красками. Конечно, постановления не привели ни к какому результату, и во времена Парикла грим являлся самым заурядным явлением. Аспазия даже сочла нужным на-писать целый трактат по вопросам косметики.
У египтян римлянки научились искусству "сохранять красоту", попросту говоря, гримироваться. В древнем мире краски изготовлялись весьма оригинальным, но далеко не гигиеническим способом - на слюне рабов. Прежде чем приступить к гриму, римлянка отдавала кусок красящего вещества прислужнику рабу, тот немедленно разминал его во рту, смачивая слюной, и только тогда краска считалась годной к употреблению.
Быть может, никогда не изводилось столько косметики, как в "золотой век" Августа. Овидий, Петроний и др. постоянно подтверждают этот факт. У Горация вместе с суриком и кармином упоминается еще экстракт из крокодильего помета, которым замазывались морщины, проложенные беспощадным временем. Белилами и румянами, однако, могли пользоваться только женщины привилегированных классов, тогда как куртизанки, по крайней мере во времена Августа, не осмеливались употреблять ни того, ни другого: их прерогативу составляла "интересная бледность", которой они добивались, облагая лица на ночь ячменным тестом, с яйцами и другими приправами. Некоторые представительницы "прекрасного пола" так злоупотребляли румянами, что их лица казались современникам "кусками сырого мяса".
Индуски чернили брови и ресницы, красили ногти красной краской, белили лицо и шею, красили щеки, золотили губы (!) и покрывали коричневой краской зубы.
Мавританки рисовали голубоватой краской цветочные узоры на лицах, румянили щеки и подводили глаза.
Крестоносцы занесли в Европу аравийские косметики и способ приготовления розовой воды. Женщины жадно набросились на новые приманки для кокетства. С XI века в Париже уже появились парфюмеры.
В Англии в XII веке дамы отчаянно белились, чтобы придать себе томную бледность, которая считалась идеальным цветом лица.
Новая эпоха грима началась в XII веке при флорентийском дворе, откуда проникла во Францию; в царствование Генриха IV гримировались даже мужчины,, а в царствование Людовика XIV при его дворе ежегодно тратилось два миллиона баночек разного грима. Косметики получили самое широкое распространение. У флорентинок существовало до трехсот косметических рецептов. Бледный цвет лица (а ля-Ботичелли) и белокурые волосы стали модой всех цивилизованных женщин. Рабыни моды, чтобы приобрести болезненный цвет лица, нередко ели песок (!).
Итальянские артисты, прибывшие еще с Екатериной Медичи во Францию, завезли туда всевозможные пасты, пудры, румяна, помады и краски. С этих пор все придворные стали подкрашивать лица. Знаменитый Рене флорентинец, имевший на "мосту менял" парфюмерную лавку, даже умерщвлял, - с помощью пудр, нежных паст и благовоний,- всех лиц, неугодных Екатерине. Сам Генрих III, как истая кокетка, сводил загар с лица, облепляя его на ночь тестом из муки и яичных белков. Нечего и говорить о да-мах, которые с 1566 г. появлялись при дворе не иначе как в белокурых волосах и с намазанным лицом. Уже при Карле IX волосы завивались и пудрились: брюнетки употребляли фиолетовую пудру, а блондинки - ирисовую.
При Людовике XII страсть к кокетству не ослабевала. Грим был самым заурядным явлением, так что в знаменитой "Карте Нежности" было обозначено целое озеро "Кармин". В царствование Людовика XIV дамы белили лицо, шею и руки, сурьмили брови и ресницы. На языке жеманниц щеки назывались не иначе как "троном пудры". Даже будучи в деревне, кокетки носили слой жирной краски, чтобы предохранить себя от "поцелуев" солнца. Для оттенения белизны лица, стали наклеивать мушки из черный тафты, которые носили самые курьезные наименования. Были мушки, изображавшие целые фигуры, например, карету, запряженную четверней (на лбу); сердце, пронзенное стрелой.
Иногда в мушку вправляли маленькие бриллианты.
Как и в конце XIV века носились маски, прикрепляемые к ушам или придерживаемые зубами за особую пуговицу. Интересно отметить, что когда среди мужчин распространилась мода на светлые парики, дамы, наоборот, стали красить свои волосы в черный цвет.
По сообщению сборника "Пчела", кокетка XVII века, отправляясь "устрелить" человеческие сердца, "прехитро себя украшает, приятные сандалии обувает и вежды свои ощиплет и духами учинит и лице, и выю (шею) ваннами пованит (покрасит) и черности в оческах себе украсит" (Ро-в и н с к и и). Русские женщины белились и румянились и притом очень неискусно; недурные собою от природы - они совершенно искажали свои лица, накладывая на щеки столько краски, что, по замечанию О л е а р и я, казалось, будто кто размалевал их кистью. Они раскрашивали себе шею и руки - белой, голубой и коричневой красками, сурьмили ресницы и брови, и притом самым уродливым образом, чернили светлые и белили черные брови.
Вплоть до последней четверти XVIII века женщины так злоупотребляли косметиками, что, например, английский парламент издал постановление, согласно которому брак мог считаться расторженным, если женщина румянами и белилами ввела в заблуждение мужчину относительно своей природной красоты. После "Великой революции" иметь румянец на щеках значило "обнаружить вульгарную натуру и дурной тон"; поэтому кокетки того времени отчаянно белились. Императрица Жозефина тратила на белила, румяна, карандаши, духи и т. д. до 20 тысяч франков ежегодно.
На Востоке, как сказано выше, еще с давниx пор прибегали к окраске зубов, бровей, бород и ногтей; мода, занесенная в Россию с Востока, "заставляла" и наших модниц усердно белиться, румяниться, сурьмить брови и даже зубы.
В начале XIX века в "большом свете" по утрам принято было иметь розовый цвет лица, а по вечерам бледный тон.
Грим мало-по-малу выходит из моды и становится достоянием кокоток. И в наше время грим в жизни зарубежной буржуазной женщины продолжает занимать не последнее место; к сожалению, остатки грима (полировка ногтей, подкрашивание губ и т. п.) имеет место также и в нашему быту, к сожалению, хотя бы потому, что это антигигиенично.


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100