Трудно указать точно, где впервые и когда вошло в обыкновение гримировать себя на сцене; сохранились указания, что на греческих празднествах в чест бога Диониса (Бахуса, Вакха) некоторые из участвующих мазали себе лицо винными дрожжами, суриком и проч. Этот праздник справлялся обыкновенно восемь дней и сопровождался жертвоприношениями, различными состязаниями и драматическими представлениями, которые назывались мистериями. Преобразователем этих мистерий называют Ф е с п и с а (VI век до нашей эры); ему принадлежат первые опыты трагедии; он же первый ввел изменения лиц на сцене. По другим источникам для трагедии выбирали актеров с подходящими для ролей лицами и фигурами; так поступают и поныне в Обераммергауских представлениях.
Древний театр, в сущности, не знал грима. Там как в комедиях, так и трагедиях актеры главным образом надевали маски, которые придавали определенную физиономию каждой роли. Делались эти маски специально для каждого типа, сообразно с его характером, из лубка, кожи, воска и оправлялись металлом. Цвет волос, изображенных на маске, соответствовал роли. Появление парика относится к этому же времени, он иногда прикреплялся к маске. Маски закрывали все лицо актера, даже белки его глаз, и были гораздо больше человеческого лица, а парики больше головы. Величина их обусловливалась необходимостью увеличения всей фигуры актера, вследствие большого расстояния сцены от зрителя. Маски были разных типов: старого лица, молодого, маски раба и женские. Так как зачастую роли артистов требовали разной перемены выражения лиц, то артист надевал в таких случаях маску, на одной стороне которой было выражение горя, на другой радости и поворачивался, по мере надобности, то одной то. другой стороной к публике. Употребление театральных масок перешло в Италию (так называемая итальянская комедия).
Только спустя тысячу слишком лет после начала нашей эры, с появлением новой трагедии, маска была признана неудобной; лицо актера стало свободным от нее; это обусловливается тем, что сами драматические представления подверглись сильным изменениям. Тут открылось широкое поле для изобретения различных приемов, чтобы менять свое лицо, сообразно роли, но искусство это совершенствовалось очень медленно. Грим, в тесном смысле этого слова, как изменения лица для выражения характера с помощью красок, париков, бород и пр., появился лишь во времена Годшеда (около 1720 г.); сначала, до середины прошлого столетия, употреблялись для грима лишь мел (белый цвет), пережженая пробка (черный) и растительное вещество (красный). В пятидесятых годах, актеры стали смешивать краски для грима с жиром; существующие же ныне жировые краски появились только в 70-х годах и вызвали полный переворот в области гримировального искусства, а до того времени все пользовались сухими, вредными для лица, красками.
Лишь очень недавно был изобретен способ изменения величины и формы лица наклейками и налепками. Одним из первых в России стал вводить их известный провинциальный актер Глюске-Добровольский, а развил и усовершенствовал их специалист, преподаватель грима и учитель сцены заслуж. артист А. П. Петровский.
В Германии впервые ввел налепки характерный актер Карл Бальдиус, прозванный "Королем носов". Он от природы обладал уродливым носом и почти в каждой роли налеплял искусственный. Ему же приписывают и первоначальное введение в Германии жирных красок.
Не пренебрегал налепками также известный в Германии артист-гример Альтман.
Шелковые и даже резиновые налепки щек, затылка и отвисшего подбородка, к помощи которых прибегают некоторые актеры с целью создать особый грим, приводят к осложнению грима и не имеют серьезного значения.
Грим должен базироваться главным образом на мимике и отнюдь немешать ей.
К сожалению, женщины на сцене остались значительно позади мужчины в изменении характера лица гримом. Они создали себе известный шаблон, передающийся из рода в род, как какая-нибудь наследственная болезнь. Они не дают себе труда изучить свое лицо, наблюдать его черты, чтобы помочь им в случае необходимости. Они все равномерно покрывают свое лицо белилами, щеки-румянами, не обращая внимания на нос, короткий он или длинный, толстый или тонкий, округленное или продолговатое у них лицо, острый или тупой подбородок, сидят ли глаза глубоко или нет. Нашим актрисам следовало бы поучиться серьезно искусству хорошо и правильно гримироваться, вместо того, чтобы перенимать друг от друга трафаретные приемы или отдавать себя во власть парикмахеров.
Француженки также полагают, повидимому, что они сделали все нужное и возможное, если на белом как снег лице провели огненно-яркие линии губ, покрыли ярко-красные щеки и подвели черные брови. В таком виде они выходят на сцену и этим часто разрушают уже в первых явлениях всякую иллюзию. Сценический грим француженки сводится к тому, чтобы накрасить свое лицо, точно так же как они его прикрашивают в жизни, только в более ярком виде, не заботясь совершенно о перевоплощении.
Лучше всего гримируются в Германии. Достаточно взглянуть на крупнейших немецких артисток.