14 февраля 2016
Однажды родители решили свести меня в театр. Не в кукольный или детский, а в самый настоящий, «взрослый». В тот вечер шла опера «Сказка о царе Салтане».
Родители вряд ли предполагали, какое ошеломляющее впечатление произведет на меня первый увиденный в жизни спектакль. Вернувшись домой, я был, что называется, не в себе. Долго не мог заснуть, а когда все-таки уснул — увидел во сне залитую огнями сцену и парящую над нею Царевну-Лебедь... С тех пор я полюбил театр на всю жизнь.


14 февраля 2016
Слово театр — греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с жизнью самого человечества.
И все же театр рождается для каждого из нас как бы заново. Когда мальчишки играют «в Чапаева» или «в космонавтов» — разве это не спектакль, не представление? Если девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры — не маленький ли это домашний театр, где у каждого — своя роль?
Один из главных элементов театрального искусства — игра. С нее все и началось.
Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» — добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда еще не понимали. В играх рождались диалоги — о них вы тоже прочтете в этой книге. Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Греки подарили миру и новый вид литературы — драматургию, литературу для сцены. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в V и IV веках до нашей эры драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом и Аристофаном. Интересно, что уже в те далекие времена — 25 столетий назад — театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновнего долга, товарищества, преданности. Тогда же зазвучала в театре и ненависть к войне, горячее стремление к миру. Если попробовать создать карту Земли, только не политическую и не физическую, а театральную, то одной из главных исторических столиц на ней следовало бы обозначить маленький английский город Стратфорд-он-Эйвон: здесь в 1564 год родился и в 1616 году умер Вильям Шекспир.


14 февраля 2016
Однажды маленький польский мальчик спросил:
— Почему для людей, совершающих подвиги на войне и в труде, есть ордена, а тех, кто делает нас веселыми и счастливыми, орденами не награждают?
Взрослые подумали и решили, что мальчик прав. И тогда в Польше был учрежден орден Улыбки. Польские дети большинством голосов награждают им людей из всех стран мира по собственному усмотрению. Среди кавалеров этого ордена — учителя, писатели, музыканты, художники, актеры.
Первым советским гражданином, вообще первым иностранцем, удостоенным этой высокой награды польских детей, стал по подсчету ребячьих писем и предложений советский артист, режиссер, создатель и руководитель нашего главного Театра кукол Сергей Владимирович Образцов.
После окончания спектакля, приуроченного к торжеству награждения, на сцену пригласили Сергея Владимировича. С другой стороны сцены вышел мальчик с большим жезлом. Мальчик постучал им по полу, а потом предложил Сергею Владимировичу выпить бокал неразбавленного лимонного сока. Сахара в бокале не было. И главное условие состояло в том, что сок надо выпить не поморщившись.
Образцов выпил и, хотя было очень кисло, ни разу не поморщился. Тогда под бурные аплодисменты зрительного зала ему прикололи на грудь красивый серебряный орден с изображением золотого смеющегося солнца.
Этим орденом дети награждают не только деятелей театра. В июле 1988 года они назвали его кавалером Михаила Сергеевича Горбачева.
Быть кавалером ордена Улыбки — высокая честь и большая радость. А чтобы получить такую награду, надо — так уж получается — совершить подвиг: сделать людей счастливыми и веселыми.


14 февраля 2016
Этот термин определял различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер. Все это — мужские амплуа. Среди женских — комическая старуха, инженю (роли наивных и простодушных молодых девушек), травести (роли мальчиков, подростков, требующие переодевания в мужской костюм). И некоторые другие.
С возникновением системы Станиславского и утверждением актерского искусства перевоплощения понятие амплуа стало исчезать, терять свой смысл.
Впрочем, к этому понятию несколько иронически относился уже А. Н. Островский. Он отрицал актерские штампы, связанные с амплуа. (Штамп в театре, в актерской игре, — внешний, заученный, формальный прием, лишенный внутреннего духовного содержания. Актерские штампы проникают в сценическую речь, мимику, пластику, а также и в режиссуру. Тогда рождается ремесленное искусство.) Островский, к примеру, высмеивал стремление провинциальных трагиков «рвать страсть в клочки».


14 февраля 2016
В последних числах марта 1942 года по пустынному, запорошенному снегом блокадному Невскому проспекту двигалась странная группа: впереди шагал старший лейтенант, а за ним, едва передвигая ноги, ковыляли между сугробами шестеро ребят: три мальчика и три девочки. Одного из мальчиков везли на санках — идти самостоятельно он не мог. А вокруг стояла звенящая тишина: обстрела в тот ранний утренний час, к счастью, не было. И посреди улицы замерли в снежном плену остовы разбитых троллейбусов.
На Московском вокзале погрузились в поезд, тоже необычный: паровоз и один-единственный вагон. Ехали минут десять —пятнадцать — до станции Товарная. Дальше пути не было. Дальше — фронт. До места расположения армии добирались пешком.
Так начинал свою жизнь юношеский фронтовой танцевальный ансамбль. Позднее он стал знаменит по всему Ленинградскому фронту под именем «Ансамбль Обранта».
Аркадий Ефимович Обрант оказался человеком необыкновенной профессии — военный балетмейстер, то есть руководитель и постановщик танцев, танцевальный режиссер на войне! История человечества не знала еще ни такой профессии, ни такой должности. Обранту поручили формирование агитвзвода. Но певцы в армии имелись, а хороших танцоров среди солдат не нашлось. И тогда Аркадий Ефимович предложил разыскать в осажденном Ленинграде бывших учеников танцевальной студии Дворца пионеров, танцоров пионерского ансамбля песни и пляски. И попытаться создать с их участием новый, военный ансамбль. Предложение Обранта одобрили.
Аркадий Ефимович видел, что юные танцоры сильно ослабели, — блокада и голод сделали свое. Но первое выступление уже назначено. И надо готовиться к нему.
И вот он начался, этот первый концерт будущего ансамбля. На сцену переполненного зала местной школы выбежали Нелли Раудсепп, Валя Лудинова, Геннадий Кореневский и Феликс Морель. Зазвучал гопак.


14 февраля 2016
Как и многие театральные термины, это слово происходит от двух французских слов, означающих в переводе между и действие.
Первое значение термина — перерыв между актами или действиями спектакля, отделениями концерта или циркового представления.
Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций.


Рассказы о театре » АНТРЕПРЕНЕР
14 февраля 2016
В прошлом так называли владельцев, содержателей частных театров или цирков. Предприятие, организуемое таким человеком, называлось антрепризой. В нашей стране частные антрепризы прекратили свое существование и ушли в историю.


14 февраля 2016
Происходит от немецких слов афиша, объявление. Так называют специальное объявление возле кассы о том, что все билеты на спектакль проданы.
Слово аншлаг можно употреблять и для обозначения полного сбора — вместо того чтобы говорить: зал был полон. Значит, спектакль хороший.


14 февраля 2016
И снова — Пушкин. «Евгений Онегин».
...она,Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола...
В этих строчках — восхищение искусством одной из балерин того времени.
А Эол — бог ветров в греческой мифологии.
То предвоенное лето на озере Селигер выдалось прекрасным. Это редкостное по красоте озеро на Валдайской возвышенности (в Калининской и Новгородской областях) издавна привлекало множество отдыхающих из разных городов страны.
В нескольких просторных деревянных домах на самом берегу поселились ленинградцы: профессор Николай Николаевич Качалов — выдающийся ученый в области стекла и стеклоделия, его жена — драматическая артистка Елизавета Ивановна Тиме, писатель Алексей Николаевич Толстой, режиссер и яхтсмен Александр Александрович Брянцев — тот самый, с чьим именем связана история советского театра для детей. Вместе с ними отдыхала тогда на Селигере и молодая балерина Ленинградского театра оперы и балета Галина Уланова.


14 февраля 2016
В переводе с французского это слово означает барыш, польза. Так в дореволюционном театре называли спектакль, денежный сбор с которого целиком или частично шел в пользу актера, бенефицианта. Актер, получавший с согласия антрепренера право на бенефис, мог сам выбрать пьесу и играть в ней главную или вообще любую роль.
Такая возможность нередко открывала доступ на сцену выдающимся произведениям драматургии.




Рассказы о театре » БУТАФОРИЯ
14 февраля 2016
В 1917 году на ленинградской сцене ставилась драма Лермонтова «Маскарад». По замыслу художника этой постановки А. Я. Головина требовалось сделать... около
двух тысяч (!) сложнейших предметов: сценическую мебель, неотличимую от настоящей, десятки подсвечников, люстры, множество всевозможных украшений.
Их по рисункам художника выполнил замечательный скульптор, декоратор и бутафор Сергей Александрович Евсеев.
Бутафорией называют предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части костюма.


14 февраля 2016
Молоденькая дочка старого актера мечтает о сцене, о том, чтобы стать артисткой. Но у отца другие планы: выдать дочь замуж за богатого старика. Дочь и слышать об этом не хочет, но отец настаивает: отцовская воля — закон! Тогда дочка, сговорившись с подругой, решает провести и старика отца, и старика жениха. Девушки разыгрывают маленький спектакль, построенный на смешных выдумках и хитростях, и в конце концов добиваются своего.Дело оканчивается пляской и пением куплетов (куплет — веселая песенка для водевиля или эстрадного представления).
Таков характерный сюжет русского водевиля, каких сотни, если не тысячи, шли вечерами на подмостках всех театров России в прошлом веке.
Водевиль —легкая комедийная пьеса, обычно — одноактная. В ее основе — веселые, запутанные приключения, песенки-куплеты, танцы, переодевания, мистификация. Этот вид театрального представления впервые появился во Франции и имел такой успех у публики, что в 1792 году в Париже открылся специальный театр «Водевиль», а за ним и другие.
В России водевиль появился в начале XIX века и очень скоро завоевал сердца и публики, и актеров. Даже самые большие и серьезные постановки начинались в театрах только после того, как отшумит для начала веселый водевиль.


14 февраля 2016
Однажды в квартиру на Бейкер-стрит, где жил Шерлок Холмс, постучали. Уловка человека, не пожелавшего назвать свое имя, была напрасной. Холмс сразу же понял, что перед ним — сам король Богемии.
Король стал умолять Холмса помочь ему заполучить назад компрометирующую его фотографию — она, к несчастью, оказалась у одной недостойной особы. Великий сыщик согласился.
На другой день доктор Ватсон беспокоился: его знаменитый друг исчез из дома с утра пораньше. А около четырех часов дверь отворилась и в комнату вошел подвыпивший бродяга, по внешности — конюх, с всклокоченными волосами, густыми бакенбардами и распухшим красным носом завзятого пьяницы... Доктор Ватсон не сразу узнал в нем Шерлока Холмса.
Так начинается рассказ Конан Доила «Скандал в Богемии».
Холмс изменил свое лицо при помощи грима.
В театре и кино гримом пользуются постоянно.


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100