Хрестоматия актёра » Техника грима » ПРЕКЛОННЫЙ ВОЗРАСТ
14 февраля 2016
Грим дряхлого или преклонного возраста обыкновенно требует совершенно белых, реденьких волос на голове, через которые видна бледная кожа черепа. Общий тон уже будет гораздо светлее (бледнее), чем в гриме старого лица (№ 2 и даже № 1 с примесью коричневого).
К гриму, изображающему дряхлость, относится все сказанное о старом гриме, только в еще большей степени: в дряхлости лицо совершенно приближается к черепу, обтянутому кожей, и потому знание анатомии тут может пригодиться как нельзя больше.
В гриме дряхлости очень часто прибегают к заклейке зубов, к рисовке воспаленных глаз (красная подводка), замазыванию ресниц белой краской, к нависшим белым бровям и пр., о чем подробно говорится в характерном гриме.


14 февраля 2016
Характерным гримом называется грим с сильно выраженными особенностями и характером лица. Область этих
гримов настолько разнообразна, что придется говорить лишь об отдельных, часто встречающихся случаях, не подводя их под общие категории.
В характерном гриме наблюдательность, богатство фантазии и изобретательность стоят на первом плане. Не маловажную роль здесь играет и парикмахер - осуществитель замыслов артиста, - от него зависит наполовину успех грима.
Выбирать и распределять детали нужно сообразно с характером задуманного типа, а не по известному шаблону, - больше всего это замечание относится к гриму характерному здесь каждая нарисованная впадина и выпуклость, налепка и наклейка должны характеризовать намеченный тип.


14 февраля 2016
Морщинами называются складки и более или менее глубокие бороздки, образующиеся на коже под влиянием возраста или вследствие часто повторяющихся мышечных сокращений, или, наконец, от дряблости кожи, как, например, в старости (см. кожа, ее строение).
Чаще всего встречаются и наиболее характерны из них следующие:
Горизонтальные морщины на лбу у человека здорового; они составляют нормальное явление в возрасте за 40 лет.
Вертикальные морщины на лбу рано появляются у людей, много работающих головою, а также при частом напряжении зрения (художники, чертежники, скульпторы).
Гусиные лапки неизбежно появляются в 40 лет, а иногда и раньше. Они состоят из морщин, расходящихся лучеобразно от наружного угла глаза.
Морщины носа - поперечные или нисходящие - наблюдаются у взрослых и у стариков.


Хрестоматия актёра » Техника грима » ФОРМА ГЛАЗ И БРОВЕЙ
14 февраля 2016
Глаза, а) Если в глазную впадину вверху и внизу положить серую или коричневую тень, то это придаст глазу вид глубоколежащего, болезненного( тусклого взгляд.
б) Если глаза должны быть особенно выпуклыми (пучеглазные и сонные), то теневой краской затемняют углы глаза, как внешний, так и внутренний, и ставят блик на верхнем веке.
в) Для острых, блестящих глаз (холерики, сумасшедшие, злодеи и пр.) - белая (или №№ 1, 2 Лейхнера) линия под глазом; подводка идет своим чередом.
г) Красный штрих под глазом сообщает последнему вид болезненного, воспаленного (дряхлые старики, скряги, лица с больными, утомленными от занятий глазами).
д) Морщина, огибающая верхнее веко, нарисованная выше естественной линии углубления и более изогнутая (в виде острого угла), делает глаз глупым.
е) Пьяный глаз при опухшем лице: углы затемняются малиновой краской, на верхнем веке широкий блик. Глаз не подводится, на нижнем веке посредине против зрачка темная точка.
ж) Для фантастических эффектов (ведьмы, колдуньи, Мефистофель и пр.) наклеивают тонкую золотую или блестящую бумажку в форме вырезанной радужной оболочки
на верхнем веке.
з) Незрячий глаз оттеняют тем, что особенно сильно подчеркивают другой - зрячий с помощью штриха, тогдакак слепой оставляют незагримированным, на нем ставится лишь точка на верхнем веке против радужины; это придает неподвижность глазу.
и) Удаляется глаз посредством тюля, на котором предварительно рисуется закрытый или открытый мутный глаз, затем тюлю придается должная овальная форма по величине глазной впадины, от которой во все четыре стороны идет по полосочке; этими-то полосочками и приклеивается весь глаз лаком к лицу.
к) Бельмо можно делать проще: вырезать из тюля или еще лучше из английского прозрачного пластыря форму глазного зрачка (кружок, на верхней части которого нужно оставить пластинку, чтобы можно было прилепить этот кружок к верхнему веку). Кружок этот расписывается в виде синеватого, мутного зрачка и приклеивается как раз против него. Бельмо можно также рисовать на верхнем веке темным вертикальным штрихом, но при этом придется все время глаз держать закрытым.
 л) Слезы делаются вазелином, которым смазывают слегка место около слезника после пудры, - на матовом фоне он сильно блестит; капли слез делаются также из коллодиума.
 Брови. Насколько важно положение бровей в характер-ном гриме и как иногда мешают собственные брови, можно судить по тому, что немецкие характерные актеры брови бреют. У нас удаляют брови в гриме посредством замазки, рецепт которой мы приводим дальше, он известен хорошим парикмахерам.


14 февраля 2016
Нос. Громадное влияние формы и величины носа на характер лица ясно само по себе.
В характерном гриме часто приходится прибегать к лепному носу и к налепкам вообще, вот почему мы пользуемся случаем, чтобы поговорить подробно о всех на-лепках.
Много гримеров, отстаивая свободу мимики, с грехом пополам признают еще лепной нос, но являются противниками лепных щек. Действительно, опыт говорит о том, что к ним следует прибегать лишь в крайних случаях и то в маленьких эпизодических ролях, где внешний вид важнее мимики и даже самых слов.
Налепки бывают различного рода - из специальной мастики, из обыкновенной гигроскопической, либо древесной ваты (так называемый французский лигнин) и, наконец, из Форма носа у различных рас: 1) прямой, 2) орлиный, 3) вздернутый, 4) горбатый, 5) извилистый, 6) нос желтых рас, 7) негритянских рас, 8) нос черных Меланев. рас. китайской мягкой бумаги. Весь этот материал, за исключением мастики, наклеивается на лицо и обрабатывается сверху посредством спиртового лака и затем уже покрывается тоном.


Хрестоматия актёра » Техника грима » ЩЕКИ. ПОЛНОЕ И ХУДОЕ ЛИЦО.
14 февраля 2016
Утолщение щек. Для того, чтобы изобразить полные щеки, нужно сначала наметить, в середине щеки ближе к низу светлый (№ 1 или № 2) блик величиною с трехкопеечную монету. Затем темно-красной краской надо обвести большой круг, границы которого будут: углы рта, подбо-родок, край нижней челюсти и скуловая впадина. Таким образом, получается два концентрических круга - один маленький (светлое пятно), другой побольше (красное кольцо). Можно нарисовать между ними еще и третий, розовый (№ 3).
Затем нужно краску смягчить, сгладить на-нет так, чтобы белый круг незаметно переходил в красный и наоборот, словом, поступать так, как при тушевке шара в рисовании.
Не следует забывать, что нижняя часть щеки, идущая от подбородка к скуловым костям, у полных людей отвислая (жирная), и потому ее нужно оттенить значительно больше верхней части щеки.
Общий тон полного лица почти всегда №№ 2, 3 с примесью темно-красной краски.
Румяна в этом гриме употребляются яркие, начиная с 24 номера и выше.
Худощавое лицо. Худощавое лицо, в противовес полному, всегда бледножелтое, коричневатое (см. разделение гримов на две категории), поэтому его общий тон № 1 и № 2 с примесью коричневой краски.


Хрестоматия актёра » Техника грима » ГРИМ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НА СЦЕНЕ БОЛЕЗНЕЙ И АНОМАЛИЙ
14 февраля 2016
Чахотка. Характерными признаками чахотки считается бледность при худобе лица, блеск глаз и особенный, присущий только чахоточным, румянец. Румянец этот не расположен так, как сказано в схеме (см. схему румян, рисунок 34), а особым пятном, похожим на красноту персика, рдеет только на верхней части щеки, занимая скуловые впадину и выпуклости. Глазные впадины углубляются сильнее синим или коричневым тонами; слезник белый; бледные губы утратили прежнюю яркость; слегка оттенена скуловая впадина.
Паралич очень труден в изображении гримом. Воспроизведение этой болезни на сцене - дело мимики, а гримом артист только облегчает себе задачу, т. е. поддерживает то или другое преобладающее мимическое движение. Обыкновенно в параличе цепенеет (отнимается), какая-нибудь сторона, это изображается мимикой, в гриме же могут принести пользу наклейки растительности да парик с полосой седины, охватившей часть головы, один ус и бороду. Следует заметить, что при отнявшейся правой половине, седину нужно делать на левой половине головы и наоборот; это происходит потому, что правое мозговое полушарие управляет левыми конечностями, а левое правыми.
Хорошо выполненные наклейки такого рода очень типичны для грима паралитика.


14 февраля 2016
Часто костюм артиста бывает открыт настолько, что приходится гримировать и шею. Нередко следует гримировать также руки и ноги; первые, когда, например, нужно их сделать худее, суше, мертвее, или, наоборот, мускулистее; а вторые, когда артист надевает трико без обуви или с открытыми сандалиями.
Шея. Гримировать шею чаще всего приходится в гриме характерном.
Худая шея достигается подчеркиванием ее мускулов и сухожилий (высвечивание) и оттенением шейных впадин.
В молодом гриме часто приходится гримировать шею в бледный тон или, наоборот, в смуглый тон - тот и другой в зависимости от общего тона лица.
Грим толстой шеи красками производится так: наклонением головы достигаются складки между подбородком и шеей; эти складки обрисовываются и высвечиваются. Можно также прибегнуть к наклейкам.
 


Хрестоматия актёра » Техника грима » ИЗМЕНЕНИЕ ФИГУРЫ НА СЦЕНЕ
14 февраля 2016
Грим тесно связан с фигурой человека и со всею его внешностью: природа, возраст или другие условия несомненно отражаются не только на лице, но и на всей фигуре человека.
Изменение фигуры на сцене возникло еще в очень древние времена, с появлением древне-греческих масок, которые увеличивая голову, изменяли тем и человеческую фигуру настолько, что являлась необходимость увеличивать и рост, для чего употреблялись деревянные дощечки на двух подставках, нечто в роде маленькой скамеечки (котурны). Большое расстояние публики от сцены, величина театра и длинные одежды артиста скрашивали эту неестественность.
Ныне условия сцены, освещения и сравнительная близость актера от публики заставляют прибегать к изменению фигуры на сцене более или менее незаметным, "обманным" способом, который ближе подходит к жизни.


Хрестоматия актёра » Техника грима » ИЗМЕНЕНИЕ ТУЛОВИЩА
14 февраля 2016
Грудь и живот настолько характерны для определения фигуры, что оба они должны занять первое место в изме-нении фигуры.
Корсеты бывают мужские и женские.
О последних говорить приходится постольку, поскольку они бывают необходимы для изменения фигуры с целью характерности.
Мужские корсеты употребляются в редких случаях, например, когда нужно стянуть фигуру, убрать живот или бока.
Гораздо чаще на сцене употребляют бинт или пояс из тонкой шерстяной или другой материи, шириною не больше 1/4 аршина, длиною аршина 2 - 3. Им оборачивают (забинтовывают) предварительно подтянутый живот, не настолько, конечно, чтобы мешать дыханию, несколько раз и потом зашивают или зашпиливают французской булавкой. При трико, толщинках и т. п., это незаменимая вещь. Главное достоинство его - простота: одевается быстро и всегда может быть под рукой.
Если надета толщинка, то пояс великолепно сравнивает толщинку с фигурой и делает первую незаметной.
Толщинки. Толщинки бывают разные. Но какая бы толщинка ни была, она должна делаться анатомически правильной, иначе она портит сложение и делает фигуру не живой. Это обстоятельство представляет не мало затруднений, так как толщинку делает не сам актер, а портной, у которого чувство меры может отсутствовать, а главное он не станет особенно приспособляться к данной фигуре.


Хрестоматия актёра » Техника грима » О ЗАКЛЕЙКЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ-БОРОДЫ, УСОВ И ПР.
14 февраля 2016
Этот отдел посвящается не профессионалам, так как актеры всегда бреют усы и бороду в силу необходимости.
Процедура заклейки несложна, но в то же время сопряжена с большими неприятностями. Есть много способов такой заклейки - приводим только наиболее испытанные.
1) Лаком при помощи кисти приглаживают волосы бороды или усов по направлению их роста, затем, смочив пальцы холодной водой, приглаживают волосы в том же напривлении, пока лак не засохнет; слегка прижав полотенцем заклеенное место, замазывают его общим тоном или за мазкой.



Хрестоматия актёра » Техника грима » РЕЦЕПТЫ МАЗЕЙ, ЗАМАЗОК И ПР.
14 февраля 2016
Дезинфицирующая мазь для разгримирования и смазывания кожи перед гримированием. По равной части ланолину и вазелину растереть с щепоткой борной кислоты и прибавить несколько капель бергамотного масла (5 - 50 кап.), смотря по количеству мази. Можно прибавить немного тимола.
Эти дезинфицирующие вещества (борная кислота и тимол) нужно прибавлять и в другие жировые составы, употребляемые для смазывания кожи перед гримом, как-то: свиное и баранье сало, какаовое и прованское масло и кольд-крем. Самыми удобными и совершенно безвредными являются ланолин и американский вазелин (желтый, маслянистый): они меньше всего содержат влаги; ланолин - довольно дорог и наполовину смешанный с вазелином, вполне заменяет чистый. Какаовое масло в куске очень удобное и недорогое, но от него со временем желтеет лицо.


Хрестоматия актёра » Техника грима » ОСНОВНЫЕ И ДОБАВОЧНЫЕ КРАСКИ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ВАРКИ ГРИМА
14 февраля 2016
ОСНОВНЫЕ 
а) Красная (кармин).
б) Темно-красная (бакан).
в) Коричневая (жженая умбра или терра-де-сиена).
г) Белая (цинковые белила, свинцовые же вредны).
д) Черная (голландская сажа).
е) Синяя (ультрамарин).
ж) Желтая (охра).
з) Ярко-красная (сурик, вредная).


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100