Грим тесно связан с фигурой человека и со всею его внешностью: природа, возраст или другие условия несомненно отражаются не только на лице, но и на всей фигуре человека.
Изменение фигуры на сцене возникло еще в очень древние времена, с появлением древне-греческих масок, которые увеличивая голову, изменяли тем и человеческую фигуру настолько, что являлась необходимость увеличивать и рост, для чего употреблялись деревянные дощечки на двух подставках, нечто в роде маленькой скамеечки (котурны). Большое расстояние публики от сцены, величина театра и длинные одежды артиста скрашивали эту неестественность.
Ныне условия сцены, освещения и сравнительная близость актера от публики заставляют прибегать к изменению фигуры на сцене более или менее незаметным, "обманным" способом, который ближе подходит к жизни.
Насколько важна на сцене гармония туловища и головы, само собой понятно.
Труднее всего поддается изменению рост. Особенно трудно из маленького человека с жидкой фигурой создать крепкого мужчину среднего роста. С другой стороны, из человека среднего роста сравнительно легче сделать высокую мощную фигуру.
Увеличить рост на сцене можно несколькими способами. Главный и радикальный - это изменение обуви, как-то: 1) коски, 2) каблуки, 3) двойные подошвы и пр. Иные ухищряются заказывать особые сапоги для сцены, которые увеличивают рост сантиметров на 9-10. Но это, достигая цели, тяжелит походку и стесняет актера. Подобные способы могут быть применимы в тех ролях, которые не требуют от актера большой подвижности. При увеличения роста должна быть соблюдена известная мера, не говоря уже об общем изменении фигуры одновременно с ростом.
Артистка также может и должна менять свою фигуру в ту или другую сторону, как и артист. Хотя женщине много труднее изменить свою фигуру, чем мужчине, тем не менее это необходимо: все действующие лица должны добиваться типичной, характерной фигуры, иначе не получится цельности впечатления от пьесы.
а) Коски покупаются в сапожных магазинах, мужские и женские (разная величина) и сшиваются по две или по три, смотря по их толщине. Хорошо укрепить на пообковую стельку, вырезанную по обуви, предварительно сшитые коски, и поместить все в сапог. Если при этом подошва и каблук выше обыкновенных, то это сильно увеличивает рост.
б) Каблуки. Очень большие каблуки делать не рекомендуется, так как это сильно безобразит ногу и делает ступни похожими на копыта. Лучше всего обходиться с косками или внутренними каблуками. Это, при одинаковом увеличении роста, не так безобразит ногу.
В последнее время в большом распространении резиновые каблуки на винтах. Их выпустили почти все фабрики резиновых изделий. Лучшие из каблуков не круглые, а имеющие форму каблука на пяти винтах, с металлической прокладкой внутри. Эти каблуки рекомендуются не только мужчинам, но и дамам, так как они имеются псех величин по номерам; они не только увеличивают рост, но и уничтожают шум походки на сцене, который почти всегда усиливается при- больших каблуках. Каблуки следует выбирать черные.
С большими каблуками на сцене нужно быть особенно осторожным при движении по ступеням лестницы, при всевозможных прыжках и т. п.
в) Двойные подошвы. Подошва внутренняя или толстая стелька, лучше всего пробковая, и утолщенная наружная подошва подымают рост без помощи каблуков. К подошвам такого рода приходится прибегать в костюмных пьесах: в древних сандалиях или средневековых туфлях, где каблуки недопустимы.
Резиновая подошва хороша на сцене во всех случаях. Подымая рост, она придает мягкость походке и этим отвлекает внимание зрителя от ног актера; в тех же случаях, когда вделана внутренняя стелька, она увеличивает рост, скрадывая шум и неестественность походки.
Резиновая подошва необходима, когда для увеличения роста прибегают ко всем перечисленным способам сразу.
Теперь об изменениях роста, которыми могут пользоваться лица, страдающие известными недостатками фигуры.
а) Лица с длинной шеей, подняв плечи особой толщинкой, со сцены будут казаться выше их обыкновенного роста (о толщинках см. дальше).
б) Лица с сравнительно небольшой головой могут поднять рост высокой прической.
в) Чем выше, или другими словами, короче талия, тем и рост кажется выше. Иногда фигура и костюм артиста позволяют искусственно поднять талию.
Самое сильное изменение роста все-таки - изменение фигуры в плечах. Это дает обманчивое представление зрителю о росте исполнителя. Чем шире плечи, чем шире фигура, тем выше кажется исполнитель. Человек, изменивший свою фигуру лишь косками, тешит самого себя.
Действительно, поставим рядом двух исполнителей - одного среднего роста, а другого, ставшего таким, благодаря коскам, каблукам и проч. Посмотрев на уровень их голов, можно решить, что каблуками и косками все достигнуто. Однако, стоит лишь пойти в публику и еще раз сравнить этих же самых актеров со сцены, как будет видно, что весь эффект пропал. Человек среднего роста, при хорошей, плотной фигуре, стал еще выше, а искусственно увеличивший свой рост остался таким же птенцом, каким был. Когда они подходят на сцене друг к другу, рост их кажется одинаковым, но стоит им только разойтись в разные концы сцены, как становится ясным, что увеличивать фигуру нужно пропорционально всю, а не удлинять одни ноги.