Утолщение щек. Для того, чтобы изобразить полные щеки, нужно сначала наметить, в середине щеки ближе к низу светлый (№ 1 или № 2) блик величиною с трехкопеечную монету. Затем темно-красной краской надо обвести большой круг, границы которого будут: углы рта, подбо-родок, край нижней челюсти и скуловая впадина. Таким образом, получается два концентрических круга - один маленький (светлое пятно), другой побольше (красное кольцо). Можно нарисовать между ними еще и третий, розовый (№ 3).
Затем нужно краску смягчить, сгладить на-нет так, чтобы белый круг незаметно переходил в красный и наоборот, словом, поступать так, как при тушевке шара в рисовании.
Не следует забывать, что нижняя часть щеки, идущая от подбородка к скуловым костям, у полных людей отвислая (жирная), и потому ее нужно оттенить значительно больше верхней части щеки.
Общий тон полного лица почти всегда №№ 2, 3 с примесью темно-красной краски.
Румяна в этом гриме употребляются яркие, начиная с 24 номера и выше.
Худощавое лицо. Худощавое лицо, в противовес полному, всегда бледножелтое, коричневатое (см. разделение гримов на две категории), поэтому его общий тон № 1 и № 2 с примесью коричневой краски.
В худощавом лице, в зависимости от роли, нужно оттенить коричневой или серо-синей краской впадины лица, слегка показав выпуклости. Сильнее других оттеняются глаз-ные впадины, щечная худоба, границы которой в этом гриме идут иногда широко; треугольник, углы которого - нижняя часть скуловой кости, начало подбородка, начало угла челюстной кости. Часто приходится в этом гриме, в зависимости от костюма артиста оттенять шею (см. грим шеи и изменение фигуры).
Грим уха. В гриме здорового, цветущего лица мочка уха всегда сильно окрашивается румянами, красной краской - темной или светлор, губной помадой.
Целиком уши окрашиваются ярко-красной или белой красками в редких частных случаях для изображения идиотизма, тупости. При этом иногда даже оттопыриваются при помощи обыкновенных толстых дамских шпилек, согнутых пополам и засунутых под парик против уха; шпилька эта тупым концом упирается в самое ухо и тем его оттопыривает. Это удается лишь тогда, когда парик плотно сидит на голове.
Характерны маленькие серьги (у цыган, моряков), которые делаются с помощью скрученной толстой золотой бумаги, наклеенной лаком, в виде небольшого кольца в мочку уха. Большие серьги (негры, испанцы и т. п.) навязываются на белую нитку, которую надевают, обмотав все ухо кругом.
Рис. 53. Японец. Рис. 54. Индус. Смуглый цвет лица. Орлиный нос. Энергичные брови. Синяя подводка глаз. Лицо покрыто легким слоем коричневой краски.
Рис. 55. Китаец. Желтый цвет лица. Подчеркнутые скулы. Усы черные.
РОТ
а) Обыкновенно губы покрываются красной краской, причем одна губа может быть темнее другой (чаще верхняя) в зависимости от ее выпуклости или впалости по отношению к другой.
б) Окраска губ красной краской, переходящая за очертания рта, делает рот широким, с большими губами.
в) Окраска углов рта (губ) под цвет кожи (общего тона) делает рот узким. Наоборот, можно расширять рот, удлиняя губы рисовкой (дурачки, идиоты).
г) Выпяченные губы достигаются белыми бликами, по два на каждой губе.
д) Окраска обеих губ бледным общим тоном делаег лицо безжизненным, мертвым.
е) Тень, наложенная под нижней губой, при окраске нижней губы светлой, а верхней темной красками, делает рот старческим с отвислой губой.
ж) Рот с застывшей улыбкой, когда углы рта слегка приподняты подрисовкой.
з) Кривой рот достигается таким образом: один угол рта опускается, а другой поднимается теневой краской или оставляется в настоящем виде.
и) Два пятна, наложенные вазелином на углы рта после пудры, делают рот слюнявым (пьяный рот).
Зубы, предварительно вытертые полотенцем, можно окрасить черной краской, а еще лучше залепить их варом или окрашенным черным воском, или жженой бумагой при помощи лака.
Обыкновенно зубы залепляются не все, а по частям,, тогда получается впечатление пустоты на залепленном месте, что иногда подходит к характерным и комическим эффектам.
ПОДБОРОДОК
Румянец, наложенный на подбородок, в большей или меньшей степени, в зависимости от того, вдавлен он или выдается вперед, придает подбородку молодой, свежий вид.
Сероватый тон старит подбородок, делает его более солидным, а более густой серо-синий тон, расположенный по всему подбородку, дает небритость и указывает на густую растительность.
Ямка или линия на подбородке - признак энергии и страстной натуры, ставится выше и ниже центра, шире и уже, смотря по форме и величине подбородка.
Для известных эффектов, когда нужно остроконечное лицо (ведьмы, шуты и пр.), прибегают к наклеенному подбородку соответствующей формы.
Подбородок действует комически, если он чересчур широк: достигается это высвечиванием большого пространства, которое в свою очередь окружается теневой краской. Иногда высвечивается и часть зоба.
Подбородок в худощавом гриме иногда приходится затемнять снизу, когда лицо свободно от наклеек растительности.
Актеры с отвислым подбородком в жизни, желая от него избавиться, могут затемнять его теневыми красками, румянами.
Рис. 56. Энергичное лицо. Брови прямые и густые. Глазную впадину покрыть коричневой краской, а потом красной. Губы сжать, сделать узкими. Рис. 57. Строгое старческое лицо. Коричневая краска отсутствует. Губы погасить белой краской.
Рис. 58. Пропойца. Красные веки, мешки под глазами. Сиво-красный иос.
Подводить глаза не надо.
Долгая запущенная небритость рисуется густо наложенной серо-синей краской или наклеивается мелко нарезанным тресом соответствующего тона (преимущественно темные цвета) с помощью лака.