Характерным гримом называется грим с сильно выраженными особенностями и характером лица. Область этих
гримов настолько разнообразна, что придется говорить лишь об отдельных, часто встречающихся случаях, не подводя их под общие категории.
В характерном гриме наблюдательность, богатство фантазии и изобретательность стоят на первом плане. Не маловажную роль здесь играет и парикмахер - осуществитель замыслов артиста, - от него зависит наполовину успех грима.
Выбирать и распределять детали нужно сообразно с характером задуманного типа, а не по известному шаблону, - больше всего это замечание относится к гриму характерному здесь каждая нарисованная впадина и выпуклость, налепка и наклейка должны характеризовать намеченный тип.
Изменение черепа. В характерном гриме приходится иногда изменять череп, его форму и величину; для этого заказываются специальные парики или выбираются из имеющихся у парикмахера подходящие, для того, чтобы подложить (подшить) под парик вату в то или другое место в соответствующем количестве.
Обыкновенно парик, изменяющий череп, бывает твердый, на клею. Наиболее употребительные формы изменения черепа париком обозначены на рисунке 40 (см. также "Ана-томию головы").
Лоб в характерном гриме всецело зависит от парика и может действовать либо отрицательно,- в комическую сторону (низкий, очень узкий или соединенный с лысиной, бесконечно высокий), либо, наоборот,- в положительном смысле: так, открытый широкий лоб характеризует ум, благородство больше всего это замечание относится к гриму характерному: здесь каждая нарисованная впадина и выпуклость, налепка или наклейка, даже морщина должны характеризовать намеченный тип.
Лица по их полноте и по большему или меньшему присутствию крови (красящего вещества) можно разделить на три категории. Проще было разделить лица прямо на полных и худых, но при таком резком разделении типов в практическом применении грима могло бы выйти недоразумение, потому что добрая половина лиц не может быть причислена ни к первым, ни ко вторым. Поэтому и прибавляется третья категория, как бы связывающая одну с другой.
а) Полнокровные лица - сангвиники; избыток крози
окрашивает лицо в красно-малиновый тон; признак здоровья и силы; возбужденное состояние (вино), повышенная температура и пр.
б) Малокровные или бескровные лица-бледные, худые, больные, изможденные от недостатка питания; болезни, душевное расстройство, излишняя нервность и вообще всякие результаты недостатка крови (окрашивающего вещества).
в) Средний тип-лица, которые не подходят ни к одной из этих категорий, но которые в то же время, с некоторой натяжкой, могут быть причислены к первой или ко второй.
Теперь, если мы вспомним, что теневых красок у нас три, темно-красная (малиновая), коричневая и серо-синяя, мы делим эти теневые краски на две группы таким образом:
а) Малиновый тон.
б) Коричневый и серо-синий.
Ясно, в каком случае какой тон надо применить. В первом случае малиновый (кровь), во втором - коричневый и серо-синий, как краски не яркие, блеклые. А в третьем - те и другие тона, отдельно или в смешанном виде.
Вообще нужно заметить еще раз, что теневые краски смешиваются и в чистом виде употребляются сравнительно редко. К малиновому часто прибавляется коричневый, к коричневому - серо-синий, а если к коричневому прибавить черный - получается темно-коричневый для более яркого и резкого грима.
Необходимо заметить, что весь грим должен быть выдержан в одном из теневых тонов.. потому что этот тон дается количеством крови человека; так, например, если воспроизводится лицо полное, здоро вое, то, несмотря на все смешения теневых красок, должно быть дано предпочтение малиновому тону над всеми остальными. Он должен войти и в общий тон, и во впадины, и в морщины, если таковые нужны. Если же нужно изобразить лицо бледное, то необходимо выдержать весь грим в коричневом или серо-синем тоне. В применении же других красок нужно быть осторожным, т. е. не испортить красной краской или румянами бледности, серости лица и, наоборот, излишней белизной не обесцветить лицо полнокровное.
В обрисовке выпуклостей (бликов) нужно быть особенно осторожным, например, для высвечивания морщин в лице полном нужно брать общий тон №№ 1, 2, 3, тогда как для худого, бледного старика можно рисовать блики и высвечивать морщины чисто белым тоном.
Подобное же разделение проходит как в пудре (с одной стороны розовая, а с другой - белая и даже желтая), так и в румянах (яркие номера, а для бледного лица № 18).