Государственный Академический Большой Театр
Актёрское мастерство каждый день » Хрестоматия актёра » Техника грима » ГРИМ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НА СЦЕНЕ БОЛЕЗНЕЙ И АНОМАЛИЙ

Хрестоматия актёра » Техника грима » ГРИМ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НА СЦЕНЕ БОЛЕЗНЕЙ И АНОМАЛИЙ
 (голосов: 0)
Чахотка. Характерными признаками чахотки считается бледность при худобе лица, блеск глаз и особенный, присущий только чахоточным, румянец. Румянец этот не расположен так, как сказано в схеме (см. схему румян, рисунок 34), а особым пятном, похожим на красноту персика, рдеет только на верхней части щеки, занимая скуловые впадину и выпуклости. Глазные впадины углубляются сильнее синим или коричневым тонами; слезник белый; бледные губы утратили прежнюю яркость; слегка оттенена скуловая впадина.
Паралич очень труден в изображении гримом. Воспроизведение этой болезни на сцене - дело мимики, а гримом артист только облегчает себе задачу, т. е. поддерживает то или другое преобладающее мимическое движение. Обыкновенно в параличе цепенеет (отнимается), какая-нибудь сторона, это изображается мимикой, в гриме же могут принести пользу наклейки растительности да парик с полосой седины, охватившей часть головы, один ус и бороду. Следует заметить, что при отнявшейся правой половине, седину нужно делать на левой половине головы и наоборот; это происходит потому, что правое мозговое полушарие управляет левыми конечностями, а левое правыми.
Хорошо выполненные наклейки такого рода очень типичны для грима паралитика.
Водянка - опухоль всего тела. Отек лица - см. грим полного лица. Лицо при большой полноте не обладает здоровой краснотой.
Слабоумие, идиотизм. Несимметричность лица, отсутствие растительности при сильно развитых морщинах, что делает лицо старообразным; сонливое выражение, бессмысленная улыбка или, наоборот, плаксивость лица,- вот главные признаки идиотизма. Иногда прибегают к такому эффекту: делают веселые глаза, а рот гримируют по схеме горя или наоборот. Самый же характерный признак - это наклонность к бессмысленному смеху и гримасам, но это уже дело мимики.
Сумасшествие выражается признаками усиленного возбуждения или, наоборот, крайней подавленностью, усиленной игрой мышц, краснотой лица, вследствие усиленного кровообращения, и некоторым выпячиванием глаз из орбит. Меланхолик же может быть болезненно бледным с потух-шим взором.
Горячка есть не что иное, как сумасшествие на почве алкоголизма, следовательно, в гриме этой болезни имеют место признаки пьянства и буйного сумасшествия.
Человек "под хмельком": общий тон № 3-5, глаза - см. грим возбужденного или, наоборот, сонного лица, лоб, уши, нос и подбородок зарумянены, слегка растрепанные волосы падают на лоб.
Совершенно пьяный: лицо - или совершенно бледное, или багровокрасное; глаза, как и в предыдущем гриме, едва заметны, почти закрыты. Все мускулы опали; носо-губная складка идет ниже обыкновенного; рот,''с отвисшей нижней губой, полуоткрыт; слюна и слезы (вазелин после пудры); волоса спутаны, в беспорядке падают на глаза.
Обрюзгшее пресыщенное лицо сластолюбивого человека (эротомания). Маленькие, заплывшие жиром глаза, слегка отвислые щеки, ярко-красные полные губы - рот есть центр чувственных ощущений. Сонливость, апатия (грим сонного лица). Общий характер: отсутствие рельефности, маленькие, опухшие, слегка воспаленные глаза; углы глаз затемняются, на верхнем веке большой светлый блик.
Рябины рисуются теневой краской в виде небольших кружочков, причем на краю каждого ставится белая точка (блик).
Прыщи и веснушки изображаются очень редко. Рисуются так же, как и рябины, с тою лишь разницей, что кружочки при этом меньше, а теневою краской лучше брать темно-красную.
Рана колотая на лице, руке или груди рисуется красной полосой, причем параллельно проводится светлая или белая полоска. Если же этого недостаточно (темнота сцены), то прибавляется еще для рельефности черно-коричнева" полоса.
Некоторые актеры прибегали к следующему способу, когда появление раны нужно было обнаружить на сцене после удара. Под рубашку или свободный костюм они привязывали на нитке губочку, смоченную в растворе красной краски (кармин на спирту или на воде), как раз против того места, куда должен последовать удар; от нажима губка выпускает краску и окрашивает одежду, причем пятно медленно увеличивается. Другие приготовляли краску на сцене, где-нибудь в укромном уголке, и за несколько минут до эффекта незаметным жестом брали ее на руку, а после выстрела, например, как бы инстинктивным жестом схватываясь за рану, намечали ее краской; в последнем случае кармин разводится на вазелине.
Синяк рисуется из двух цветов: серо-синего и малинового, причем они накладываются один на другой так, чтобы оба просвечивали. С одной стороны синяк высвечивается светлой или белой краской (опухоль).
Рубцы и шрамы (военные, немецкие студенты) рисуются также теневой краской, только в смягченном виде.


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100