|
Насколько мускульные движения в глазах и во рту важны в мимическом отношении, настолько мускулы носовые не представляют почти никакого значения. Мускулы носа у человека, в противоположность многим животным, почти не обладают независимой подвижностью.
Расширение ноздрей зависит от двух мускулов, которые начинаются у корней клыков и соединяются на спинке носа. Так как ноздри у одних подвижны, у других_ очень подвижны, то расширение ноздрей имеет в мимическом отношении только индивидуальное значение. Когда ноздри вдруг расширяются, они придают лицу удивленное выражение. Если они остаются расширены - продолжительного настойчивого внимания. Расширенные ноздри указывают, как и открытые глаза,. на живой восприимчивый ум и энергию. Подвижные же ноздри характеризуют пылкие и страстные натуры.
|
|
|
Смех и плач представляются сложными, взаимно-контрастирующими явлениями (рис. 17). Безграничная радость располагает к грусти и слезам. Безграничное горе вызывает смех. Эту силу контраста чаще и легче всего можно наблюдать у детей, которые не имеют причин маскировать свои переживания и сдерживать свои чувства. У них часто можно видеть, даже без всякой видимой причины, переход от слез к смеху и обратно. Вывод ясен: смех легко переходит в слезы и наоборот. Отсюда само собой вытекает, что смеющееся лица (мимическое выражение смеха) легко переходит в плачущее (мимическое выражение плача). Из анатомии нам известно, что плачем и смехом управляют: 1) дыхательные мускулы, 2) мускулы лица и 3) слезные железы. Движение дыхательных мускулов. Смех и плач суть рефлективные движения дыхательных мускулов, вызванные внешними (действующими на тело) или внутренними причинами. Внешние причины плача и смеха. Внешними причинами плача и смеха являются боль и щекотание, т. е. различные впечатления сенситивных нервов. Сильные впечатления сенситивных нервов очень легко поражают дыхательные нервы и нарушают их ритмичные движения. Так, например, дыхание останавливается, если сразу погрузиться в холодную воду.
|
|
|
Мы знаем, что мимика тогда только м о ж е т назваться мимикой, когда она безусло в-но и бесспорно является результатом на шего внутреннего (душевного) пережива н и я, когда она сопровождается известным настроением Этим мимика отличается от гримасы. А как часто обслуживают несчастных зрителей такими старенькими, такими шаблонными приемами мимики! Все эти -прикусывания губ, закатывания глаз и прочие кривляния, выражаясь коротко, лишь жалкая, смешная гримаса. Все это - плод безвкусной надуманности, а не результат внутреннего переживания. Только пережитая мимика может интересовать истинного мастера.
|
|
|
Данная система, как и всякая система мимических занятий, имеет в виду детальное изучение своего лица. Прежде всего необходимо детально изучить мускульные движения (мимику) своего собственного лица. Занятие мимикой по практической системе должно покоиться на двух началах: 1) постепенный переход от одного* мимического движения к другому от (смеха к плачу) и наоборот и 2) быстрая, мгновенная смена мимического выражения другим, причем те и другие движения должны быть произведены от одного и того же исходного пункта- от лица спокойного. Следовательно, система требует лрежде всего выработки в лице настоящего покоя. При этом предупреждаем, что часто, желая дать покойное лицо, дается лицо, в глазах которого мы читаем то или другое выражение, те или другие мысли. Это мешает дальнейшей работе и потому надо выработать в лице полн ый покой. Это главная основа практической системы.
|
|
|
I. ОСНОВНЫЕ МИМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ а) Покой. Все мускулы лица находятся в состоянии полного покоя. б) Смех (веселье, радость, улыбка в различных степенях). В смехе все черты лица устремляются вверх. Рот расширяется, показываются зубы. Глаза прижмуриваются, появляются "гусиные лапки". Ноздри поднимаются, на носу набегают складки. Кожа подбородка натягивается, а щеки приподымаются к скулам и образуют складки. От ноздрей к углам рта идут округлые носогубные морщины. Брови и углы век приподнимаются, приподнимаются и горизонтальные морщины лба. Вертикальные морщины, как признак человека, склонного к размышлению, смягчаются или вовсе растягиваются. в) Плач (неудовольствие, скорбь, горе, мучение, страдание, боль в различных степенях, покорность, меланхолия, отвращение). Плач-полная противоположность смеха. При плаче все черты лица опускаются вниз. Наружные концы бровей и углы глаз опускаются. Внутренние концы бровей сдвигаются и появляются резкие вертикальные морщины. Ноздри расширяются, щеки опускаются, появляется черта горечи. Подбородок расширен и морщит от набегающей на него кожи. Мускулы глаз сокращаются и давят на слезные железы. Это явление вызывает слезы.
|
|
|
Занятия основными мимическими положениями 1. а) Покой - смех, покой - плач - постепенные смены (приблизительно в течение минуты). б) То же самое - изменяя мимику мгновенно. в) Смех - плач и наоборот - постепенный переход.
Переход от основного положения полного покоя в мимическое выражение усиленное
а) Внезапное внимание - поднятые веки, взгляд пристальный. б) Усиленное внимание - то же плюс горизонтальные складки лба. в) Удивление - то же плюс расширенные ноздри (см. основные сложные мимические положения). г) Испуг - то же; складки на лбу плюс мигание расширенных глаз. д) Ужас - брови высоко подняты, глаза остановились; горизонтальные и вертикальные морщины на лбу. е) Ужас, граничащий с сумашествием, - то же плюс складки на лбу в виде подковы (потребность дополнить мимику лица жестом бывает, когда мимические средства лица иссякают).
|
|
|
1.
а)Мечтательность - восторженный взгляд кверху. б) Любовь - то же плюс задумчивый взгляд кверху. в) Экстаз - то же плюс задумчивый взгляд вдаль. 2. а) Презрение - поднятая голова, опущенные брови, взгляд боршенный искоса, через плечо. б) Надменность - то же плюс горизонтальные морщины. в) Высокомерие - то же плюс выпяченная нижняя губа.
|
|
|
а) Хитрость, плутоватость, - улыбка плюс взгляд испод лобья. б) Полнота счастья - улыбка плюс восторженный взгляд. в) Страдание, сумасшествие- улыбка плюс черта горечи. И т. д., и т. п. Таким образом можно без конца комбинировать таблицу мимических положений и сочетаний. Это зависит от инидивидуальности и фантазии каждого человека.
|
|
|
а) Горе - радость. б) Леность, вялость, сонливость - энергия, решимость. в) Опьянение - бодрость. г) Грубость - нежность. д) Рассеянность - сосредоточенность. е) Презрение - обожание. ж) Злобность - добродушие. з) Любопытство - серьезность. и) Гордость - приниженность, к) Отвращение - расположение, л) Подвиг - трусость. м) Тюрьма - свобода.
|
|
|
а) 1) Ненависть. 2) Злость. 3) Гнев. 4) Ярость. б)1) Скука. 2) Грусть. 3) Тоска. 4) Горе. 5) Страдание. 6)Отчаяние.
в) 1) Растерянность. 2) Испуг. 3) Страх. 4) Ужас. г) 1) Развязность. 2) Вульгарность. 3) Чувственность. 4) Развратность. д) 1) Стыдливость. 2) Смирение. 3) Чистота. 4) Обожание. 5) Религиозность. 6) Святость. е) 1) Предчувствие. 2) Беспокойство. 3) Испуг.
Затем постараемся привести задачи более тонких оттенков мимики лица.
|
|
|
Задачи этой системы - схематично объяснить главные мимические положения, не осложняя вопросов мимики, а, наоборот, упрощая их. Свести эти вопросы к ряду кратких формул, дать только основные чувства и выражения, исследовать только их самые напряженнейшие, самые яркие проявления - составляет главную задачу этой системы. Все же оттенки главных мимических выражений и все многообразие их сочетаний эта система сознательно отбрасывает.
|
|
|
а) Удивление-нейтрально-неопределенное переживание, в состав которого входят изумление, недоумение, неожиданность, наивность в различных степенях, составляя оттенки основного ощущения удивления. Мимические черты удивления, равно как и двух следующих основных переживаний, уже описаны в практической системе. б) Смех - положительное переживание, в состав которого входят удовольствие, веселье, радость, счастье, улыбка в различных модификациях. в) Плач - отрицательное переживание, в состав которого входят неудовольствие, скорбь, горе, мучение, страдание, боль, покорность, меланхолия, отвращение в разных степенях. Из этих простейших переживаний, соответствующих и их мимическому выражению, путем их комбинаций получаются второстепенные сложные переживания.
|
|
|
а) Восхищение. Оно представляет собой комбинацию ощущений одновременной радости и удивления. Сюда относятся все оттенки выражения симпатии, доброты, нежности, преданности, благосклонности, любви, страсти, наивности, экстаза, которые все объединены эле-ментами внимания и удовольствия (соответствующими элементам удивления и радости в ослабленной степени).
|
|
|