Данная система, как и всякая система мимических занятий, имеет в виду детальное изучение своего лица. Прежде всего необходимо детально изучить мускульные движения (мимику) своего собственного лица.
Занятие мимикой по практической системе должно покоиться на двух началах: 1) постепенный переход от одного* мимического движения к другому от (смеха к плачу) и наоборот и 2) быстрая, мгновенная смена мимического выражения другим, причем те и другие движения должны быть произведены от одного и того же исходного пункта- от лица спокойного. Следовательно, система требует лрежде всего выработки в лице настоящего покоя. При этом предупреждаем, что часто, желая дать покойное лицо, дается лицо, в глазах которого мы читаем то или другое выражение, те или другие мысли. Это мешает дальнейшей работе и потому надо выработать в лице полн ый покой. Это главная основа практической системы.
Достигнув желаемого, можно перейти к основным мимическим движениям: смеха и плача. Эти движения при всей своей сложности легко исполняются, если актер или
ученик обладает мало-мальски подвижным и выразительным лицом. Затем подойдем к разрешению более сложных мимических задач. Можно соединить две разнородные мимики; так, например, создав из молодого лица лицо старика и сохраняя маску с опущенными и ослабленными мышцами, характерными для лица старого, заставим постепенно такое лицо то плакать, то смеяться. При этом будем помнить, что под лицом молодым мы подразумеваем лицо бодрое, с подтянутыми мускулами, в противовес лицу старому, обрюзгшему, с опущенными мышцами, полуоткрытыми глазами и чуть отвисшей нижней губой.
Для дальнейшего более наглядного знакомства с практической системой и более удобного занятия мимикой мы даем таблицу основных мимических положений, таблицу сложных мимических положений, таблицу мимических сочетаний в порядке трудности воспроизведения и противопоставления одних явлений другим и таблицу мимических задач.
Нужно, однако, иметь в виду, что ни в коем случае нельзя принимать приводимую таблицу за точный и непреложный закон, подлежащий слепому усвоению и переносу на сцену. Так вырабатывается трафарет, приводящий к пустому гримасничанию. Схема мимических положений дается лишь для усвоения возможностей того или другого лица и для его тренировки.