|
а) Спокойный взгляд. В спокойном взгляде движение глазных мускулов спокойно и свободно. Взгляд останавливается без усилия и отводится не спеша. Он выражает интерес, но без страсти к предметам или представлениям. Спокойный или мягкий взгляд свидетельствует о мягком характере.
б) Усталый и ленивый взгляд. Силы человека ограничены. Если он делает какие-нибудь чрезвычайные усилия или даже только не спал известное число часов, он утомляется и чувствует настоятельную потребность в отдыхе. Такое утомление свойственно и мозгу. Его впечатлительность и восприимчивость постепенно притупляются, мысль становится все ленивее, медлительнее и смутнее. Вместе с тем и действие мускулов глазного яблока (т. е. взгляд) делается ленивее, безжизненнее. Усталый, сонный взгляд, при отсутствии физического влияния на человека, позволяет предполагать в нем умственную лень и тупость мысли.
|
|
|
Глазное яблоко - самая подвижная часть человеческого тела. Чем изменчивее взгляд (т. е. положение глазного яблока), тем важнее его мимическое выражение. Представьте себе, например, что мы разговариваем с человеком, который делает вид, что не принимает никакого участия в нашем разговоре и даже отвернет голову в другую сторону: один внимательный взгляд его, будь он самый быстрый, покажет, что его равнодушие притворно.
|
|
|
Не так давно был распространен взгляд, что артисту не нужно решительно ничего, кроме уменья переживать роль, заражать своими переживаниями зрителя и уметь накладывать на свое лицо шаблонные мазки грима. Однако сценическое искусство быстро движется вперед. Выдвигаются новые модусы творчества. Новые способы гримирования стремятся дать зрителю живое лицо, а не шаблонную размалеванную маску.
В основу художественного грима входят, с одной стороны, индивидуальность артиста, с другой, - его мимика. Ясно, что обучение гриму должно покоиться на серьезном изучении законов мимики.
Конечно, изучение мимики так же мало делает человека артистом, как изучение анатомии. Искусство актера требует, кроме техники мимической, артистического вкуса и такта. Познания по анатомии и мимике - только вспомогательные средства в искусстве. Актеры, не знакомые с законами мимики, принуждены собирать материал путем внимательного изучения человека. Случаи к наблюдению людей в моменты каких-либо сильных афектов, так редки и мимолетны, что только богато одаренные натуры могут уловить и точно усвоить себе язык страстей.
|
|
|
Мимические движения происходят от сокращения мускулов. Мускулы имеют специальное анатомическое название - мышцы. Вообще мышцы - это деятельные органы тела, которые производят передвижения отдельных костей скелета и некоторых мягких частей тела, вследствие сокращения составляющей их волокнистой ткани, вследствие того или иного нервного раздражения. Следовательно, мимические движения проявляются не "только на лице, но и в корпусе и в конечностях. От сокращения тех или других личных мышц (мускулов) образуются морщины; поднимаются, опускаются или сдвигаются брови; расширяются ноздри; изменяется форма губ. Для того чтобы не затруднять читателя специальными анатомическими названиями мышц и не уклоняться таким образом в дебри анатомии в ущерб прямой задаче, мы будем делить мышцы по группам, расположенным возле каждого из органов чувства.
|
|
|
Орган ума есть часть мозга, называемая в отличие от других его частей "психическим мозгом". Деятельность этого органа возбуждается и поддерживается притекающими к нему отовсюду впечатлениями внешних чувств. Эти впечатления служат материалом для работы ума; без них ум был бы так же бездеятельным, как орган зрения без световых впечалений. Впечатления внешних чувств притекают к органу ума, этому центру всех чувственных впечатлений, и таким путем образуются представления о предмете. Итак, для ума предмет существует только в виде представления. Работа нашей мысли производится не над самим предметом, но над умственным его образом. Всякое представление о предмете является суммой чувственных впечатлений. Чем чаще на ум действуют одни и те же впечатления, чем чаще он получает одну и ту же группу впечатления, тем ярче и определеннее данное представление выделяется из хаоса беспрестанно притекающих к мозгу чувственных впечатлений.
|
|
|
Большую часть впечатлений ум получает посредством зрения. В непрестанной своей деятельности глаз в одно мгновение обнимает отдаленнейшие пространства и разнообразнейшие предметы, различает формы и цвета. Глазам обыкновенно приписывается самое большое мимическое и физиогномическое значение, и поэты всех времен, особенно когда их вдохновляла любовь, воспевали тайны "души", которые, как им казалось, они открывали в глубине глаз. Но хладнокровное изучение скоро доказывает их заблуждение.
|
|
|
Глазное яблоко настолько свободно помещается в своей впадине, что легко и быстро приводится в движение. Его движения совершаются при помощи шести мускулов, выходящих из глубины костяной орбиты и прикрепленных к верхней, нижней и боковым частям глазного яблока. Глаз закрывается круговым мускулом век, который поддерживается вспомогательным мускулом бровей. Посредине этого кругового мускула находится поперечная щель - вековое отверстие. При сокращении волокон внутренней части кругового мускула, это отверстие закрывается.
|
|
|
а) Взгляд исподлобья. Желая незаметно наблюдать, человек сохраняет спокойную безразличную позу. Он не делает никаких движений, чтобы не привлечь к себе внимания, опускает голову и только внимательным взглядом, брошенным искоса сверху на наблюдаемый предмет, выдает свой скрытый интерес. Если взгляд этот вместе с тем беспокоен, то он выражает опасение. Если он тверд, то можно быть уверенным, что человек выжидает удобный момент, чтобы энергично подойти к объекту своего внимания. Человек смотрит исподлобья, когда: 1) опасается, что за ним наблюдают; 2) оставаясь один, мысленно занят представлениями или положениями, внушающими ему недоверие. Взгляд исподлобья, сделавшийся обычным у человека указывает, что недоверие и пытливость одни из основных черт его характера.
|
|
|
Мы можем закрывать глаза часто, быстро и плотно, как пожелаем; но они закрываются также и помимо нашей воли: 1) вследствие механического раздражения и 2) вследствие внезапных слуховых впечатлений. Всякое внезапное зрительное или слуховое впечатление, которое могло бы повлечь за собою опасность для глаза, тотчас же и с быстротой молнии приводит в движение весь предохранительный аппарат этого органа. Еще задолго до уяснения грозящей опасности, глаз уже защищен. Каждый знает, как трудно не моргнуть, когда быстро проведут рукой перед нашими глазами.
|
|
|
Глаза закрываются под влиянием внезапных зрительных впечатлений. Очень редко глаза закрываются надолго, так как посредством глаз мы сообщаемся с внешним миром и, закрывая их, мы ограничивали бы свои восприятия и подвергались бы беспомощно различным опасностям. При продолжительном, резком раздражении зрения, например, при сильном и неожиданном свете, мы обыкновенно не закрываем глаз, а сдвигаем брови, т. е. инстинктивным сокращением мускулов бровей приготовляемся опустить веки, на лбу же в это время появляются вертикальные морщины. Следовательно, вертикальные морщины обнаруживают необходимость закрыть глаза и неприятное зрительное впечатление. Если глаза внезапно поражены световым ощущением, то верхние веки тотчас поднимаются, обнаруживая почти всю роговую оболочку, глаз воспринимает полное зрительное впечатление и человек быстро и определенно может различить причину полученного впечатления. Верхние веки поднимаются и тогда, когда внимание наше внезапно возбуждается каким-либо представлением. Чем оно неожиданнее и резче, тем его влияние сильнее. Это состояние внезапно возбужденного внимания называется удивлением и потому внезапно поднятые верхние веки служат мимическим признаком удивления. Чем продолжительнее внимание, тем дольше остаются веки поднятыми. Мимическое выражение продолжительного внимания указывает, что человек жадно воспринимает действующие на него впечатления.
|
|
|
Мускулы рта имеют тройное назначение: они служат для произведения звуков, способствуют деятельности вкуса и деятельности слуха. Мы, конечно, будем рассматривать только мускульные движения рта, относящиеся ко вкусу или слуху. Движение мускулов рта в связи со вкусом. Вкус развивается у нас ранее всех других чувств и действует с первого до последнего часа нашей жизни. Язык имеет для вкуса то же значение, как глазное яблоко для зрения, потому что вкусовые нервы разветвляются на языке, как оптические в глазном яблоке; как последнее, язык, может свободно двигаться; рот точно так же защищен костяными стенками, причем костяная впа-дина рта имеет то преимущество перед глазной, что может по желанию открываться и закрываться движением челюстей. Перед полостью рта и в глазном яблоке лежит плоский круговой мускул. Рот закрывается сокращением сжимателя и открывается противодействующими ему мускулами, прикрепленными к внешнему его краю. Рот может принимать самые разнообразные формы и в мимическом отношении имеет такое же большое значение, как и глаза.
а) Выражение горечи. Если неожиданно вкус неприятно поражен, одна челюсть поспешно отделяется от другой, чтобы отделить язык от нёба и тем избегнуть повторения неприятного вкусового ощущения. Это движение челюстей сопровождается аналогичным движением губ, действием мускулов поднимателей губ и ноздрей; верхняя губа отдаляется от нижней, как нёбо от языка. Действие этих двух мускулов своеобразно изменяет выражение лица: верхняя губа посередине боковых частей притягивается кверху и между этими двумя точками опрокидывается так, что линия ее в профиль представляется сломанной. В то же время поднимаются ноздри и от них по направлению к углам рта идут две резкие прямые морщины. Кожа носа складывается мелкими морщинками. Описанное выражение лица, появляющееся при неприятных вкусовых ощущениях, повторяется также при очень неприятном настроении или представлении, из тех, которые так характерно определены словом "горький".
|
|
|
Ушные мускулы человека почти неподвижны. Они никоим образом не могут способствовать деятельности слуха. В этом отношении мы безусловно менее одарены природой, -чем многие животные, как, например, лошади, собаки, которые, благодаря подвижности ушей, гораздо легче воспринимают слуховые впечатления. Из всех органов человеческих чувств наименее вооружен мускулами слух. Вот почему восприятие слуховых впечатлений косвенно облегчается некоторыми мускулами рта. Тот, кто внимательно прислушивается к смутному шуму, открывает рот, чтобы получить возможно более слуховых впечатлений не только ухом, но и при посредстве рта. При этом нижняя челюсть опускается так, что в профиль нижняя губа значительно отодвигается назад от верхней губы. Открытый рот чаще всего встречается у людей с притупленным слухом, благодаря привычке напрягать его. Выражение большого внимания очень часто наблюдается у детей, потому что их впечатления живее по их новизне и проявляются откровеннее. Детская публика перед театром марионеток представляет лучший случай
|
|
|
Выше говорилось, что ленивые люди, старающиеся остановить свое внимание на определенных предметах или представлениях, складывают кожу лба в горизонтальные морщины не поднимая век, потому что напряжение мускулов лба требует меньших усилий, чем напряжение поднимателя век. Очень ленивые люди ограничиваются тем, что широко открывают рот, потому что это движение не требует никакого напряжения.
|
|
|