Глаза закрываются под влиянием внезапных зрительных впечатлений. Очень редко глаза закрываются надолго, так как посредством глаз мы сообщаемся с внешним миром и, закрывая их, мы ограничивали бы свои восприятия и подвергались бы беспомощно различным опасностям. При продолжительном, резком раздражении зрения, например, при сильном и неожиданном свете, мы обыкновенно не закрываем глаз, а сдвигаем брови, т. е. инстинктивным сокращением мускулов бровей приготовляемся опустить веки, на лбу же в это время появляются вертикальные морщины. Следовательно, вертикальные морщины обнаруживают необходимость закрыть глаза и неприятное зрительное впечатление. Если глаза внезапно поражены световым ощущением, то верхние веки тотчас поднимаются, обнаруживая почти всю роговую оболочку, глаз воспринимает полное зрительное впечатление и человек быстро и определенно может различить причину полученного впечатления. Верхние веки поднимаются и тогда, когда внимание наше внезапно возбуждается каким-либо представлением. Чем оно неожиданнее и резче, тем его влияние сильнее. Это состояние внезапно возбужденного внимания называется удивлением и потому внезапно поднятые верхние веки служат мимическим признаком удивления.
Чем продолжительнее внимание, тем дольше остаются веки поднятыми. Мимическое выражение продолжительного внимания указывает, что человек жадно воспринимает действующие на него впечатления.
Чем чаще повторяется на лице выражение продолжительного внимания и напрягается подниматель верхнего века, тем это напряжение получает большее значение. Более обыкновенного поднятые веки обнаруживают почти всю роговую оболочку. Такой взгляд называется открытым взглядом. Он является признаком живого ума, воспринимающего всякие впечатления. При умственном или физическом утомлении сократительная способность поднимателей верхних век уменьшается и вследствие этого веки падают, закры-вая значительную часть роговой оболочки. Если без всякой физической причины веки опущены, в то время когда человек находится под влиянием внешних или психических впечатлений, то глаза выражают равнодушие или апатию.
Опущенные веки указывают на физическую усталость или умственную апатию. Поднятые веки, широко открытые глаза являются мимическим выражением удивления или большого внимания. Более сильные степени удивления вызывают еще горизонтальные морщины и поднимание бровей.
Если выражение сильного удивления появляется на лице одновременно с выражением очень неприятного впечатления, т. е. глубокие- горизонтальные морщины на лбу смешиваются с глубокими вертикальными складками и брови высоко поднимаются, то лицо принимает выражение ужаса.
Одновременным действием мускулов лба и бровей образуются на лбу оригинальные складки в виде подковы, часто наблюдаемые у сумасшедших, преследуемых известными галлюцинациями. По этому поводу Дарвин говорит: "По моей просьбе доктор Кричтон Броун наблюдал такое выражение лица у душевно больных в своей больнице. Он сообщил мне, что мускулы страдания (так Дарвин называет мускулы лба и бровей) находятся в сильной и постоянной деятельности в некоторых случаях меланхолии и особенно ипохондрии, и морщины, появляющиеся от сокращения этих мускулов, служат характерными признаками на лицах больных этих двух категорий". В одном из таких случае была вдова 51 года, воображавшая, что она потеряла все внутренности. Это состояние длилось несколько месяцев, после чего больная выздоровела и лицо ее приняло обычное выражение.