Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/cache/related_5.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 339 МИМИКА » Актёрское мастерство каждый день - Хрестоматия актёра - Интересное о театре и актёрах.

 (голосов: 8)
Не так давно был распространен взгляд, что артисту не нужно решительно ничего, кроме уменья переживать роль, заражать своими переживаниями зрителя и уметь накладывать на свое лицо шаблонные мазки грима. Однако сценическое искусство быстро движется вперед. Выдвигаются новые модусы творчества. Новые способы гримирования стремятся дать зрителю живое лицо, а не шаблонную размалеванную маску.
В основу художественного грима входят, с одной стороны, индивидуальность артиста, с другой, - его мимика. Ясно, что обучение гриму должно покоиться на серьезном изучении законов мимики.
Конечно, изучение мимики так же мало делает человека артистом, как изучение анатомии. Искусство актера требует, кроме техники мимической, артистического вкуса и такта. Познания по анатомии и мимике - только вспомогательные средства в искусстве.
Актеры, не знакомые с законами мимики, принуждены собирать материал путем внимательного изучения человека. Случаи к наблюдению людей в моменты каких-либо сильных афектов, так редки и мимолетны, что только богато одаренные натуры могут уловить и точно усвоить себе язык страстей.
Лицо наше даже без слов выражает все желания, все страхи, все разнообразие ощущений и переживаний. И человек с незапамятных времен, не будучи еще знаком с явлениями природы, не зная еще языка, уже читал на лице другого его скрытый внутренний мир. Наш так называемый духовный мир, исходящий ежеминутно из высшего центрального органа - головного мозга, прежде чем отразиться в словесной форме, отражается в мускульных и нервных движениях нашего лица. Следы мимических воспроизведений мы находим у культурных народов еще в глубокой древности. У греков мимика составляла существенную часть орхестрики, а у римлян она достигала высшего развития в пантомиме. По этому предмету написано огромное количество томов. Изучение же мимики, этого вечного языка человечества, пренебрегалось; исследователи только
вскользь затрагивали мимику, - поскольку это им было необходимо.
 Изучение мимики, самого быстрого, самого убедительного и самого общедоступного немого языка человека, весьма трудно и сложно. Трудно разобраться в искусстве (мимика- искусство), которое еще недавно выполнялось на авось, путем личного опыта, достигнутого почти всегда бессознательно. А между тем все в природе, в нашей жизни и в искусстве подчинено определенным законам.
 Мимика лица есть способность отражать на своем лице мысли, желания и различные душевные состояния вообще. В театре, на сцене мимика психологична, иными словами, она есть немой язык наших внутренних переживаний Языки народов различны и подвержены изменениям, но мимика одинакова для всех людей; чувства, душевные настроения, желания и страсти одинаково отражаются на лице дикаря и цивилизованного европейца, ребенка и старца. Этот немой язык так ясен и понятен, что дети на первом году жизни уже различают на лице матери грусть или недовольство. Каждый знает по собственному опыту, насколько глаз способен уловить малейшую перемену в выражении лица. Так, например, легко заметить рассеянность нашего собеседника, хотя как будто ничего не изменилось в его чертах, только зрачек отклонился на миллиметр в сторону. Слово, каково бы ни было его происхождение, всегда имеет условное значение и пригодно для тех, кто понимает его и знает его смысл. Мимика - язык не только общечеловеческий; область ее распространяется и за пределами человечества. Скажите собаке, ребенку, еще не умеющему говорить, или иностранцу, не знающему вашего языка, слово "разбойник> сопровождая его благосклонною улыбкою или ласковым жестом, каждый из них одинаково ответит вам ласковою мимикою, и наоборот - скажите им "милый" с злобным выражением, с угрожающим жестом, - каждый из них испугается и будет соответственно реагировать.
 Есть, правда, и чисто условные мимические движения, например утвердительное и отрицательное движение головой, но о них нам незачем говорить. Нас должны интересовать исключительно те отражения чувств на лице, которые являются врожденными, а не привитыми искусственно; только изучение первых ценно для актера. Есть много мимических знаков, значение которых условно. Француз, немец, русский, прибывший впервые в Неаполь, конечно, не поймут немой мимики итальянца, который вместо того, чтобы сказать "нет", смыкает губы, откидывая назад голову.
На такой мимике останавливаться не будем; она подобна языку глухонемых. Нас должна интересовать мимика самородная, автоматическая, которая во всех частях света одинакова и потому составляет настоящий универсальный язык.
Ласка, поцелуй, благосклонная улыбка - везде будут признаны как знаки любви, а скрежетание зубами, сжатые брови и т. п. всегда будут поняты как выражение гнева и ненависти.


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100