Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/cache/related_15.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite(): supplied argument is not a valid stream resource in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 339 МИМИКА РТА » Актёрское мастерство каждый день - Хрестоматия актёра - Интересное о театре и актёрах.

 (голосов: 2)
Мускулы рта имеют тройное назначение: они служат для произведения звуков, способствуют деятельности вкуса и деятельности слуха.
Мы, конечно, будем рассматривать только мускульные движения рта, относящиеся ко вкусу или слуху.
Движение мускулов рта в связи со вкусом. Вкус развивается у нас ранее всех других чувств и действует с первого до последнего часа нашей жизни.
Язык имеет для вкуса то же значение, как глазное яблоко для зрения, потому что вкусовые нервы разветвляются на языке, как оптические в глазном яблоке; как последнее, язык, может свободно двигаться; рот точно так же защищен костяными стенками, причем костяная впа-дина рта имеет то преимущество перед глазной, что может по желанию открываться и закрываться движением челюстей. Перед полостью рта и в глазном яблоке лежит плоский круговой мускул.
Рот закрывается сокращением сжимателя и открывается противодействующими ему мускулами, прикрепленными к внешнему его краю. Рот может принимать самые разнообразные формы и в мимическом отношении имеет такое же большое значение, как и глаза.
а) Выражение горечи. Если неожиданно вкус неприятно поражен, одна челюсть поспешно отделяется от другой, чтобы отделить язык от нёба и тем избегнуть повторения неприятного вкусового ощущения. Это движение челюстей сопровождается аналогичным движением губ, действием мускулов поднимателей губ и ноздрей; верхняя губа отдаляется от нижней, как нёбо от языка. Действие этих двух мускулов своеобразно изменяет выражение лица: верхняя губа посередине боковых частей притягивается кверху и между этими двумя точками опрокидывается так, что линия ее в профиль представляется сломанной. В то же время поднимаются ноздри и от них по направлению к углам рта идут две резкие прямые морщины. Кожа носа складывается мелкими морщинками.
Описанное выражение лица, появляющееся при неприятных вкусовых ощущениях, повторяется также при очень неприятном настроении или представлении, из тех, которые так характерно определены словом "горький".
Если при выражении горечи во рту на лбу появляются горизонтальные морщины, то это указывает, что человек предается горьким мыслям и воспоминаниям.
Особенно сильно изменяется лицо, когда при выражении горечи появляются на лбу одновременно вертикальные морщины. Лицо тогда носит выражение сильного ужаса. Леонардо-да-Винчи говорит: "Раненых, побежденных изображайте бледными, с приподнятыми бровями; вся кожа должна быть в морщинах; рисуйте и ноздри покрытыми мелкими морщинками, которые должны оканчиваться у глаз; ноздри вследствие этого будут подняты и верхняя губа, поднятая дугой, обнаружит разжатые челюсти, которые укажут на раздирающие крики раненых". Дарвин описывает другие признаки ужаса следующим образом: волосы поднимаются, мускулы поверхности содрогаются, в то же время дыхание учащается. Один из самых характерных признаков страха - дрожь, охватывающая все мускулы тела. Дарвин говорит также, что страх производит расширение зрачков.
б) Выражение слащавости. Выражение слащавости противоположно выражению горечи. В этом случае мускулы действуют таким образом, чтобы собрать наиболее полное вкусовое впечатление. Рот закрыт, щеки сильно прижаты к зубам, чтобы сосредоточить и удержать на языке все части вкусового вещества, - которые при жевании могут соскользнуть с него. При слащавости действуют также и мускулы смеха почему черта слащавого выражения имеет известное сходство с улыбкой. Слащавое выражение проявляется главным образом в форме губ, которая получила эпитет "сладких губ" (рис. 11, 12 и 14).
Если мы встретим слащавое выражение, резко проявленное в лице человека, то можно ожидать, что он будет употреблять сладкие выражения, охотно говорить о сладкой музыке, любви к людям и видеть даже сладкие страдания.
 
 
Мимика губ
Мимика губ

в) Испытывающее выражение. Это выражение лица замечается у людей, старающихся оценить предмет. Художественный критик, рассматривающий картину; доктор, слушающий биение пульса больного, судья, взвешивающий показания свидетелей; купец, высчитывающий выгоду коммерческого предприятия, - каждый невольно выдвигает губы, как будто пробуя кушанья. Это мимическое движение тем разче, чем более данный человек считает себя компетентным для решительного суждения о занимающем его предмете. Выражение это обнаруживает всегда некоторое самомнение, самонадеянность, чувство превосходства (рис. 13).
г) Сжатые губы. Когда человек напрягает свои силы, преодолевая какое-нибудь сопротивление, у него не только сокращаются мускулы рук, но появляется напряжение в шее, сжимаются губы, стискиваются зубы. Из этого ясно вытекает, что напряжение воли, являющееся у человека, когда он старается проявить свою силу, отражается во всей его мускульной системе. Это движение особенно заметно в подвижных жевательных мускулах. При всех напряженных движениях сокращением этих мускулов сжимаются челюсти, придавая лицу выражение некоторого оЯсесточе-ния. Вместе с тем сжимаются и губы вследствие сокращения сжимателя рта и поднимателей верхней губы. Губы плотно сжимаются, их красные края заворачиваются внутрь, а нижняя губа сильно прижимается к верхней действием поднимателя подбородка.
Такое мимическое движение вызывается не только физическими усилиями, но и сильным умственным напряжением, потому что все наши представления являются уму как предметы, доступные внешним чувствам.
Однако напряжение в умственной работе, например в научных исследованиях, редко так сильно, чтобы вызвать судорожное сжимание губ и зубов. Это явление происходит скорее при сильной внутренней борьбе, когда призывается вся сила воли, чтобы защититься от постороннего влияния и сохранить свои убеждения.
В форме рта, сильно сжатого, с поднятой нижней губой, проявляется мимически упорство, упрямство и настойчивость.
Сжатые губы встречаются чаще всего у людей, ежедневные занятия которых требуют упорного напряжения физической силы или особенной осторожности и старания. Поэтому эта черта может развиться у кузнецов и вышивальщиц, у дровосеков и скульпторов. Те люди, у которых есть это выражение, добросовестно и усердно относятся к своему делу.
д) Презрительное выражение. Мимическое выражение презрения проявляется отчасти в глазах, отчасти во рту. Желая высказать презрение, человек поднимает голову кверху. При этом он смотрит сбоку, как бы не удостаивая поворотом головы. В то же время веки опускаются как признак крайнего безразличия; впрочем некоторая степень внимания - ленивого и принужденного - проявляется в напряжении мускулов лба. Брови поднимаются и на лбу появляются горизонтальные морщины.
Таким образом слабая степень презрения выражается только в глазах. В более сильной степени этого чувства рот также принимает особую форму. В линии верхней губы появляется черта горечи, а нижняя губа надменно выдвигается вперед и вверх (рис. 15 и 16).
 
Мимика рта

Итак, мимическое выражение презрения очень сложно и относится частью к воображаемым предметам, частью к воображаемым чувственным впечатлениям. Как в линии сжатых губ, так и в черте презрительного выражения нижняя губа поднимается двумя мускулами - поднимателями подбородка. Во всяком случае выражение упорства в линии рта существенно отличается от презрительного тем, что в первом обе губы сжаты внутрь, тогда как в данном случае нижняя губа напротив выдвинута вперед.
Выражение презрения характерно для людей высокомерных, надменных, которые считаются только со своим воображаемым превосходством над другими.


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100