Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/cache/related_241.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 339 ТЕАТР КУКОЛ » Актёрское мастерство каждый день - Хрестоматия актёра - Интересное о театре и актёрах.

Рассказы о театре » ТЕАТР КУКОЛ
 (голосов: 3)
Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено. Джузеппе решил смастерить из него что-нибудь. Но вдруг полено запищало тоненьким голоском. Столяр решил подарить это странное полено своему приятелю, шарманщику папе Карло... Конечно, так начинается сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.
Это — сказка.
А в жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме. Позднее в той же Италии распространился народный сатирический театр кукол. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, в Англии — Панч, в Германии — Гансвурст, в Голландии — Пикель-геринг, в Польше — Копленяк. В Чехии несколько позднее родился Кашпарек.
По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они — родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и легкие ширмы убирали. Но назавтра Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и куклы снова дерзко и смело, во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.
После революции Петрушка все же постепенно ушел в историю: появились более современные виды кукольного театра.
Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам (верховые — потому что появляются поверх ширмы). А еще бывают марионетки — они двигаются на нитках или на проволоке, а их водители-артисты находятся над сценой. В паше время широко распространены тростевые куклы — они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые...
На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актерами. Например, если надо поставить спектакль о приключениях Гулливера, то самого Гулливера может играть актер, а лилипутов — куклы.
Главным нашим театром кукол стал Центральный театр кукол в Москве. Им бессменно руководит Герой Социалистического Труда Сергей Владимирович Образцов.
Несколько лет назад в Москве состоялся XII конгресс УНИМА — так называется международная организация деятелей театров кукол, «вероятно, самая дружная, и самая добрая из международных организации» — так сказал о ней Сергей Владимирович. На этом конгрессе президентом УНИМА избрали С. В. Образцова.
В нашей стране более ста театров кукол. Спектакли в них идут на сорока языках народов советских республик.
Было бы неверно думать, что театры кукол существуют и ставят спектакли только для детей. И Центральный
театр кукол и Ленинградский Большой театр кукол постоянно создают спектакли для взрослых. Потому что с помощью «актеров»-кукол можно интересно выразить любую идею, любую мысль, даже самую серьезную и значительную. За последние годы всемирную славу снискал Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе.
Известный грузинский сценарист и режиссер, Резо Габриадзе много трудился в кино и снял по своим сценариям немало фильмов. Но однажды ему пришла счастливая мысль создать свой театр марионеток и доверить им нелегкую обязанность разговаривать с людьми в зале на самые разные темы.
Каждая кукла, которую Габриадзе придумывает, рисует, а часто и сам конструирует, всегда с огромной выразительностью передает характер персонажа. Например, вещего ворона в одном из спектаклей он сделал из... металлической корзины, в какой люди складывают покупки в магазине, и укрепил на ней разноцветные тряпочки-перья. Получилось очень похоже.
Спектакли Резо Габриадзе для взрослых — это и драмы, и комедии, и сентиментальные истории, и сказки. Спектакли тбилисского театрального волшебника пересказать невозможно. Лучше их увидеть — если, конечно, вам представится счастливый случай!


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100