Рассказы о театре » ПЛАКАТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ
 (голосов: 0)
Седьмое и восьмое ноября 1918 года. Первое представление пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф». С афишами трудно. Удалось отпечатать лишь небольшое количество, и то — в последний момент и без красок, только черные контуры изображения. И тогда Маяковский сам, собственноручно раскрасил каждую афишу, а его друзья приколотили их на Невском проспекте гвоздями: клея тоже не было. Ветер тут же рвал приколоченные листы. А на афише стояло:
Мы, поэты, художники, режиссеры и актеры,
празднуем день годовщины
ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Революционным спектаклем нами будет дана
«МИСТЕРИЯ-БУФФ»!
В центре афиши Маяковский изобразил земной шар. На нем — надпись: «Старый свет». Надпись резко перечеркнута крест-накрест.
Так на стенах Невского в Петрограде появился первый советский театральный плакат. Его автором стал Маяковский, поэт и художник. А через год в истории театральной афиши произошло еще более удивительное событие.
В 1919 году в том же Петрограде на сцене Мариинско-го театра (Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) в опере «Дон Кихот» пел заглавную партию Федор Иванович Шаляпин. Дон Кихот стал одной из лучших его ролей.
На этот раз в Петрограде совсем не нашлось бумаги для афиш, да и типографии были загружены другой работой. И тогда заведующий театральными декорационными мастерскими, талантливый скульптор, художник и декоратор Сергей Александрович Евсеев решил нарисовать афишу, пусть в единственном экземпляре, и выставить ее у здания театра.
Получилась не просто афиша, а целая картина, написанная На холсте. В центре ее Евсеев изобразил Шаляпина в роли Дон Кихота на довольно тощем коне Росинанте. Картина была сделана с юмором, шутливо, но очень выразительно.
Когда Шаляпин подъехал к театру, картина срачу же бросилась ему в глаза. Он долго рассматривал се, улыбался, а потом распорядился, чтобы ее убрали с улицы и отнесли к нему в артистическую уборную. Ныне она находится в Ленинградском музее Ф. И. Шаляпина.
В наши дни художественный театральный плакат, отпечатанный по всем правилам типографского искусства, можно увидеть на любом афишном стенде.
Но прежде чем говорить о театральном плакате, давайте сначала разберемся: что такое — плакат?
Этим словом мы называем броские, выразительные изображения с кратким текстом или вовсе без него.
Плакаты создаются художниками, печатаются в типографиях и расклеиваются па улицах или в общественных местах, чтобы агитировать за наши идеи, идеалы, нормы жизни, убеждать или протестовать.
С помощью выразительного плаката можно сражаться за мир. Здесь легко обойтись без Текста, без слов. Ну, к примеру, изобразить оставшуюся на поле и пробитую пулями солдатскую каску, а в ней — свитое птицей гнездо с птенцами. Возникает художественный образ: жизнь сильнее войны, она все равно победит. Плакатом можно убеждать беречь природу, честно трудиться, любить книгу...
А театральный плакат приглашает нас в театр.
История театрального плаката обширна. Моим, например, любимым театральным художником стал блестящий мастер декорационного искусства и плаката Николай Павлович Акимов. Он долгие годы руководил Ленинградским театром комедии, выполняя там обязанности режиссера и художника. Плакаты к своим постановкам Акимов делал сам.
В своей статье о театральном плакате Акимов перефразировал знаменитое высказывание Станиславского: «Театр начинается с вешалки». Акимов сказал иначе: «Театр начинается с плаката». И это верно. Потому что именно интересный плакат может заставить человека пойти в театр. Передать словами облик акимовских плакатов — а их было более сотни — трудно. Но об одном из них все-таки постараюсь вам рассказать.
Речь идет о плакате к спектаклю Театра комедии «...Опаснее врага». Авторы этой современной сатирической комедии драматурги Д. Аль и Л. Раков взяли в название своей пьесы половину строчки из басни Крылова «Пустынник и медведь». Басня начинается так:
Хотя услуга нам при нужде дорога.
Но на нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага!
О том, что глупый человек способен наделать бед, каких даже враг не придумает, написали свою комедию авторы пьесы.
Акимов изобразил на плакате гражданина с увесистым портфелем. Голова фигуры — как огромное яйцо: без лица, без глаз, без улыбки. Только очки и шляпа. Художник хотел изобразить, как говорится, круглого дурака.
Рядом с этой фигурой па полу стоит бюст Сократа, великого древнегреческого мудреца и философа. Вот на этот-то бюст, па голову Сократа, и водрузил свой портфель герой (вернее, антигерой) пьесы и плаката. Мысль тут ясна: когда глупец попирает разум, унижает его, он опасен пуще врага, опасен для всего общества, для всех нас. Видите, как точно содержание большой трехактной пьесы можно передать на листе бумаги с помощью образного, художественного решения!
Плакат — боевой, наступательный вид искусства. И не только в тяжкие для народа годы войны, когда художники своими плакатами помогали людям выстоять, собрать все свои силы. Плакат и в мирные дни всегда активен, целеустремлен, в нем всегда силен боевой дух.
Сила театрального плаката также в его агитационной роли. Именно он еще на улице, на афишном стенде, должен остановить пас, приковать к себе внимание и сообщить нам, что спектакль, на который он нас приглашает, важен для каждого, интересен, необходим.
«Театр начинается с плаката».


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100