(голосов: 1)
Орфей был необыкновенным певцом и музыкантом.
Когда он пел и играл на лире, заслушивались не только боги и люди, — дикие звери выходили из леса, очарованные необыкновенными звуками. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать волшебную музыку. При звуках Орфеевой лиры затихало море. И даже страшного дракона, наводившего ужас на всю страну, пение Орфея сделало смирным и послушным.
Орфей полюбил нимфу Эвридику и женился па ней. Но, ужаленная змеей, Эвридика умерла. В глубоком горе отправился Орфей за нею в царство мертвых, захватив с собой волшебную лиру.
Владычица загробного царства Персефона и грозный страж этой мрачной страны пес Цербер были покорены печальной музыкой Орфея. Персефона согласилась вернуть Орфею жену, однако с условием: он не должен ни разу взглянуть па нее, пока они не достигнут земли, своего дома. Орфей не выдержал — посмотрел на жену. И Эвридика исчезла навсегда...
Эта история из древнегреческой мифологии стала повторяющимся сюжетом не только первых в мире опер, но и многих последующих музыкальных произведений.
А опера — это музыкально-драматический спектакль, где люди не разговаривают, а поют.
Казалось бы, пение выглядит на сцене вполне естественно, если разыгрывается сказочная история певца Орфея. Но вот вы приходите в театр и ждете начала оперы И. И. Чайковского «Евгений Онегин». Роман в стихах Пушкина начинается с описания жизни главного героя, его характера, привычек, склонностей, вкусов. Как же передать эти прекрасные стихи в оперном спектакле? И потом, герои Пушкина не поют, а разговаривают. И все же начинается пение!
Иногда можно услышать такое мнение: опера неестественна. В жизни люди, общаясь друг с другом, не поют. Поэтому опера, с точки зрения обыкновенного правдоподобия, не выдерживает никакого сравнения с драмой или комедией, где люди говорят, как в жизни.
Но и тут нас подстерегает подвох. Ведь есть немало пьес для драматического театра, написанных стихами! Как же тогда отнестись к ним? Ясно же, что стихами в жизни тоже не разговаривают!
Секрет нашего восприятия заключен в том, что театр — это всегда игра, пусть порой и очень серьезная. А раз игра, — значит, существуют и правила игры. Приходя в театр, чтобы посмотреть, например, одну из блестящих стихотворных комедий Лоне де Вега, мы сразу же понимаем «правила игры» и принимаем их, как обязательное условие. Тем более что мы в театре не наблюдатели, а, как вы уже знаете, партнеры. И мы увлекаемся не только событиями на сцене, но и высокой поэзией.
То же происходит и в опере. Приходя в оперный театр, мы внутренне готовы услышать музыку, пение, аплодируем любимым певцам, дирижеру, артистам оркестра. Чарующие мелодии оперы входят в наше сознание, память и остаются в них навсегда.
Родившись около трех веков назад, опера давно завоевала мир. Впервые зазвучала она в солнечной, веселой, жизнерадостной Италии XVII века. Итальянцы — народ, наделенный редкостной музыкальностью, отличным слухом, прекрасными голосами. Они поют — работая, поют — отдыхая, поют — объясняясь в любви, поют — испытывая печаль... И все это отразил театр.
Сегодня в мире много разновидностей оперы. Она изменяется под влиянием времени, а иногда и моды.
Оперное искусство выдвинуло и великих певцов, чьи имена навсегда связаны с историей музыкального театра. В России самым выдающимся исполнителем оперных ролей и партий стал Федор Иванович Шаляпин (1873-1938).
Впрочем, Шаляпин стал оперной звездой всемирной величины. Вокруг имен и судеб великих гениев искусства нередко складываются легенды и были. Немало их родилось и вокруг Шаляпина. Одна из них поразительна. Она говорит о том, что гений не только высшее проявление таланта, но и впечатляющее проявление всех способностей личности художника.
Однажды, в Париже, Шаляпин познакомился с болгарской певицей Илкой Поповой. Во время гастролей у молодой певицы неожиданно, может быть, от волнения, пропал голос. Ее не смог спасти даже прославленный вокальный педагог Танара. Испуганная, артистка пожаловалась на свою беду Шаляпину. И тот решил ей помочь. Вот как рассказал об этом случае болгарский журналист Марин Бончев:
«Убедившись, что трудности у певицы с голосом — это скорее психологические проблемы, Шаляпин в день премьеры снимает с пальца свой перстень, с которым никогда не расставался, и надевает его на палец Илки: «Это перстень Петра 1, он освящен патриархом Всея Руоц... Тот, лтп носит его» верит к его силу, у того пет никаких проблем пи с голосом, пи с молодостью».
Илка поет с перстнем на руке. Успех исключительный. У нее нет слов выразить благодарность. При каждом исполнении оперы она просит у Шаляпина этот перстень. Вероятно, поняв силу собствен-
нюния, Шаляпин решил его подарить... По ее Шаляпин поставил лишь одно условие — никогда не допускать компромиссов в искусстве...»
В наше время в Москве спадам первый и мире музыкальный театр для детей. Ом основан более двадцати лет
ад его бессменной руководительницей Наталией Ильиничной Сац, удостоенной высокого знания Героя Социалистического Труда. Она много сделала для расцвета детской оперы. По ее просьбе выдающийся советский композитор О, С, Прокофьев создал музыкальную сказку «Петя и волк». Н. И. Сац поставила в театре для детей оперы, «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик-великан»...
«Взрослая: опера обращается и к современным и совсем не сказочным сюжетам. Андрей Петров написал
оперы «Петр Первый», «Маяковский начинается»...
Интересная история произошла к 1918 году Оперу сочинили... дети!
Дело было так. Корней Иванович Чуковский — тогда еще молодой, начинающий писатель — с интересом присматривался к детскому словесному творчеству.
Однажды Корней Иванович Чуковский собрал мальчиков и девочек и сказал: «А давайте-ка сочиним свою оперу! Только сочинять будете вы сами, играя и фантазируя. Н буду записывать слова, а композитор — мелодию». Так весной 1918 года, всего черед четыре месяца после того, как совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, появилась первая детская опера в трех действиях под названием «Царь Пузан», В ней действовали и мели; Министр пряников, Министр леденцов, Министр носовых платков, Хранительница королевской зубочистки, Королевский мухобой и другие необычные персонажи.
Авторы и участники спектакля — дети — нарисовали и свою афишу. На ней изобразили большой котел с клубами пара, а в котле варился какой-то несчастный. Текст афиши гласил: «Так будет мучиться тот, кто не возьмет своих детей на представление «Царя Пузана»!»
Детская опера шла тогда на сцене зала, где вскоре предстояло обосноваться первому советскому ТЮЗу — на Моховой улице в Петрограде...


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100