Господа актеры особенно должны обратить внимание последнюю сцену. Последнее произнесенное.
слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг...»
Это — из замечаний Гоголя к постановке «Ревизора».
А последняя сцена заканчивается так. Появляется Жандарм и говорит: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице».
Слова Жандарма поражают каждого, кто стоит на сцене, всех персонажей пьесы. Еще бы! Ведь они приняли за важного чиновника Хлестакова, всячески его ублажали, всучили ему деньги и успокоились, что все беспорядки и злоупотребления в городе остались им незамеченными. А настоящий-то чиновник, оказывается, уже здесь!..
Естественно, что после такого сообщения возникает немая сцена.
Далее Гоголь точно описывает, какой должна быть эта знаменитая немая сцена.
«Городничий посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движением всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям...» И так далее — 22 строчки текста!
То, что здесь описано драматургом, и есть мизансцена. Так называют расстановку актеров на сценической площадке.
Мизансцена не обязательно означает, что актеры — неподвижны. Может быть и так: девочка качается на качелях, а мальчик старается подтолкнуть их как можно выше. Это тоже будет мизансценой...