Сейчас нам придется обратиться к греческой мифологии.
У верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины родились девять дочерей, девять муз, богинь-покровительниц искусств и наук. Древние греки наделили их высокими качествами, сделав олицетворением самых важных духовных проявлений и способностей человека.
Кстати сказать, от того же корня, что и музы, произошли слова музыка (искусство муз), музей (дом для муз). Познакомьтесь с музами поближе.
Клио — покровительница истории: Евтерпа — поэзии и музыки; Талия — комедии; Мельпомена — трагедии; Терпсихора — танцев; Эрато — лирики, любовной поэзии; Полигимния — гимнов и пантомимы; Урания — астрономии; Каллиопа — эпоса, народного творчества, героических сказаний. Этих муз не раз упоминает в «Евгении Онегине» Пушкин:
Но там, где Мельпомены бурной Протяжный раздается вой, Где машет мантией мишурной Она пред хладною толпой, Где Талия тихонько дремлет И плескам дружеским не внемлет, Где Терпсихоре лишь одной Дивится зритель молодой...
Эти строки дают картину сценического искусства эпохи. Поэт свидетельствует: не трагедия с тогдашней манерой актеров завывать в трагических ролях, не комедия, подчас навевавшая скуку, а главным образом балет интересовал и волновал его молодых современников.
Во времена Пушкина Мельпомена еще считалась музой трагедии. Позднее, однако, она приобрела более широкий, обобщенный смысл: стала покровительницей и музой театра вообще.
Мельпомена изображается обычно на котурнах, с маской в одной руке и с мечом или кинжалом в другой.
Оружием она как бы разит человеческие пороки.