Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/cache/related_218.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 339 ИНСЦЕНИРОВКА » Актёрское мастерство каждый день - Хрестоматия актёра - Интересное о театре и актёрах.

Рассказы о театре » ИНСЦЕНИРОВКА
 (голосов: 0)
Если вы еще не читали романа великого испанского писателя Сервантеса «Дон Кихот», то слышали о нем или видели его киноэкранизацию. Создавая эту свою книгу в 1602—1625 годах, Сервантес не предполагал, какая всемирная и вечная слава уготована его книге.
Когда появляется па свет значительное произведение прозы, к нему нередко обращается и театр, пытаясь приспособить его для сцены. В наши дни это случается часто: романы и повести современных прозаиков постоянно переделываются для театра.
А «Дон Кихоту» в этом смысле особенно повезло. На основе этого великого романа написаны около десятка опер, несколько балетов, мюзикл и множество переделок для драматического театра. В нашей стране Рыцарь Печального Образа и его преданный оруженосец Санчо Панса неизменно появляются на сцене.
Это обстоятельство связано и с тем, что образ Дон Кихота стал не только классическим литературным персонажем, но и нарицательным понятием. Донкихотами мы иногда называем смелых и благородных людей, которые в одиночку, не страшась последствий, пытаются сражаться с «ветряными мельницами» — чьим-то равнодушием, чиновничьей тупостью, бюрократическим хамством. Одному человеку почти невозможно рассчитывать в таком единоборстве на успех. Крылья «ветряной мельницы» могут отшвырнуть в грязь. Но человек упорно идет к своей цели...
Хорошо помню две постановки «Дон Кихота»: на сцене старого Ленинградского ТЮЗа, а позднее — в Театре драмы имени Л. С. Пушкина. В обоих спектаклях заглавную роль играл выдающийся наш артист Николай Константинович Черкасов. В ТЮЗе эпизоды романа разыгрывались упрощенно и немного шутливо: Дон Кихот, например, выезжал... на трехколесном велосипеде с лошадиной головой на руле. Так изображался верный конь героя Росинант. В спектакле Театра имени Пушкина раскрывалось не только смешное, но и драматическое в образе главного героя.
Приспособление, переделка прозаического произведения для сцены и называется инсценировкой.
К сожалению, далеко не все, что заложено в книге, может быть перенесено на театральные подмостки. В романе Сервантеса, например, 669 персонажей! Ясно, 7
что только самые главные из них могут стать действующими лицами постановки. По еще печальнее то, что из сценического воплощения прозы неизбежно уходит авторский текст, важнейшая ее часть. Поэтому многие русские писатели, а в их числе и А. М. Горький, высказывались против инсценировок прозы для театра.
У нашего театра возник серьезный вопрос. Так как же: за или против?
Театральная жизнь ответила: за!
Практика показала, что театру трудно обойтись без инсценировок. В прозе нередко появляются выдающиеся произведения, и театральным деятелям жаль отказываться от них только потому, что они написаны не в форме драмы. И с некоторыми потерями приходится мириться.


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100