Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/cache/related_201.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/jonder.ru/engine/modules/functions.php on line 339 АКТЁР » Актёрское мастерство каждый день - Хрестоматия актёра - Интересное о театре и актёрах.

 (голосов: 1)
Однажды маленький польский мальчик спросил:
— Почему для людей, совершающих подвиги на войне и в труде, есть ордена, а тех, кто делает нас веселыми и счастливыми, орденами не награждают?
Взрослые подумали и решили, что мальчик прав. И тогда в Польше был учрежден орден Улыбки. Польские дети большинством голосов награждают им людей из всех стран мира по собственному усмотрению. Среди кавалеров этого ордена — учителя, писатели, музыканты, художники, актеры.
Первым советским гражданином, вообще первым иностранцем, удостоенным этой высокой награды польских детей, стал по подсчету ребячьих писем и предложений советский артист, режиссер, создатель и руководитель нашего главного Театра кукол Сергей Владимирович Образцов.
После окончания спектакля, приуроченного к торжеству награждения, на сцену пригласили Сергея Владимировича. С другой стороны сцены вышел мальчик с большим жезлом. Мальчик постучал им по полу, а потом предложил Сергею Владимировичу выпить бокал неразбавленного лимонного сока. Сахара в бокале не было. И главное условие состояло в том, что сок надо выпить не поморщившись.
Образцов выпил и, хотя было очень кисло, ни разу не поморщился. Тогда под бурные аплодисменты зрительного зала ему прикололи на грудь красивый серебряный орден с изображением золотого смеющегося солнца.
Этим орденом дети награждают не только деятелей театра. В июле 1988 года они назвали его кавалером Михаила Сергеевича Горбачева.
Быть кавалером ордена Улыбки — высокая честь и большая радость. А чтобы получить такую награду, надо — так уж получается — совершить подвиг: сделать людей счастливыми и веселыми.
Подвиг актера? Что же это все-таки означает?
Когда началась Великая Отечественная война, советский театр сразу же начал готовиться — нет, не к обороне — к атаке! Одни актеры брались за оружие и
уходили на фронт, другие тоже получили оружие — новые пьесы, новые роли, жгучий материал духовного сопротивления фашистским захватчикам.
Тогда, в конце июня сорок первого года, в Центральном театре кукол задумались: какие теперь играть спектакли? Какие девать новые куклы? Для начала решили изобразить Гитлера в виде овчарки, а главаря итальянских фашистов Муссолини — в виде бульдога. Честно говоря, собаки не очень-то подходили для сатиры на фашистов: эти благородные животные — верные друзья человека. Пожалуй, мысль состояла в том, что фашистские главари — взбесившиеся животные, несомненно опасные для людей.
«Взрослые» театры ставили новые, только что написанные драматургами пьесы о войне, формировали фронтовые бригады. Удивительное, небывалое событие произошло 13, 14 и 15 июля 1942 года: газета «Правда», никогда прежде не печатавшая пьес, опубликовала в трех номерах этих дней пьесу поэта и драматурга Константина Михайловича Симонова «Русские люди», причем полностью — от начала до конца! Десятки театров страны сразу же приступили к репетициям.
Многие советские артисты выступали на передовой линии фронта, работали под огнем врага. Другие, в тылу, собирали деньги и на свой счет строили танки и самолеты. Истребители и бомбардировщики с надписями на борту: «Малый театр — фронту» или, к примеру, «Большой театр — за Родину!» взмывали в черное фронтовое небо. Актеры разили врага не только гневными, сатирическими спектаклями, но и трассирующими пулеметными очередями «своих» боевых машин.
Но особенная, трагическая доля досталась актерам осажденного Ленинграда. В условиях небывалой блокады города, когда на ленинградцев обрушились не только тысячи снарядов и бомб, но и муки голода, холода, непереносимых лишений, артисты и здесь вышли на переднюю линию огня. В разгар блокады, в 1942 году, в Ленинграде родился новый театр. На его сцене шли тогда не только драматические, но и оперные и даже балетные спектакли! Был поставлен, например, балет «Конек-Горбунок».
И все это было подвигом.
И все же совершить подвиг в искусстве можно не только на войне. В обычной жизни художнику тоже предоставляется возможность для творческого подвига.
Выдающаяся артистка русской драматической сцены Вера Федоровна Комиссаржевская еще в начале нашего века в одном из своих писем рассказала о том, как понимает она свой долг, преданное служение искусству:
 «В Парижской галерее изящных искусств есть знаменитая статуя. Она была последним произведением великого художника, который, подобно многим гениальным людям, жил на чердаке, служившем ему мастерской и спальней. Когда статуя была совсем почти готова, ночью сделался в Париже мороз. Скульптор не мог спать от холода и думал о том, что глина не успела еще высохнуть, что вода в ее порах замерзнет и в один час статуя будет испорчена и разрушится мечта его жизни. Тогда он встал и закутал свою статую одеялом. На следующее утро скульптора нашли мертвым, зато статуя была невредима. Вот как надобно любить свое дело».
Выдающаяся советская актриса Малого театра Вера Николаевна Пашенная создала классический для нашей сцены образ Вассы Железновой в одноименной пьесе А. М. Горького. Премьера этого спектакля состоялась в 1952 году
Комиссаржевская и сама любила свое дело, как скульптор, герой этой истории. В расцвете жизни, в разгаре славы артистка отправилась в 1910 году в большую гастрольную поездку по городам и местечкам тогдашнего Туркестана (так до 1924—1925 годов называлась
нынешняя Средняя Азия). И заразилась черной оспой. В тех местах эта страшная, неизлечимая болезнь уносила сотни тысяч людей ежегодно. Комиссаржевская добровольно, по зову совести и сердца старалась облегчить страдания умирающих — и погибла сама.
А вот еще пример мужества.
Знаменитый артист Малого театра Александр Алексеевич Остужев (1874—1953) был уже широко известным мастером сцены, когда неожиданно подкралась беда: начала надвигаться глухота. Врачи не могли ему помочь. Потеря слуха — тяжкое, непреодолимое препятствие в работе актера. Но Остужев остался на сцене. Никто уже не узнает, каких огромных усилий это ему стоило, какого напряжения и труда! Еще более сорока лет играл этот замечательный артист. Он не слышал партнеров, не слышал аплодисментов, дыхания зрительного зала. Но он выработал надежный метод общения с партнерами, и никто никогда не замечал, чтобы Александр Алексеевич опоздал с очередной репликой или «наступил» на предыдущую. У него появилось идеально отточенное чувство времени, ритма, паузы. Научился он читать и по губам... Особенно прославился Остужев, когда, уже будучи глухим, в 1935 году с блеском сыграл роль Отелло в одноименной трагедии Шекспира.
Все это — настоящие подвиги, совершенные на сценических подмостках. Игра и подвиг, как видите, могут соединяться.
Искусство актера — это искусство создания на сцене образа человека, положительного или отрицательного действующего лица пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре. Искусство перевоплощения — очень сложное дело. Но оно необходимо: не владея им, актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой.
Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима свое лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает необычную походку. Но всего этого мало для создания образа. Подлинное перевоплощение состоит еще и в том, чтобы понять и показать зрителям характер персонажа, его жизненные позиции и взгляды, верно передать его мысли и чувства.
В своей работе актер пользуется инструментами, какие дала ему природа: телом, движением, речью, голосом, жестом, мимикой. Ему помогают при этом память, наблюдательность, воображение, эмоциональность — так называется способность человека ярко выражать свои чувства, переживания — эмоции.
Верным средством актерской профессии в драматическом театре всегда было и навсегда останется слово. Артист должен уметь правильно, грамотно, хорошо говорить. Не так, как в обыденной жизни, — небрежно пробрасывать слова, глотать, комкать их, иногда даже искажать. Сценическая речь — особое искусство, его преподают в театральных учебных заведениях наравне с другими предметами.
Разумеется, характер действующего лица в основном
бывает заложен... скажу точнее: должен быть заложен в роли, если это, конечно, хорошая пьеса. Но артист и в этом случае с помощью режиссера или самостоятельно развивает характер, намеченный драматургом, углубляет его, придает ему новые черточки и оттенки. Талантливому актеру удается создать яркий, интересный образ даже в очень маленькой, почти бессловесной роли. «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Эта мысль давно стала одним из законов советского театра. А маленький актер — человек, недостаточно талантливый.
Вы можете спросить: а что же такое талант? Почему, перечисляя «инструменты», необходимые актеру в работе, я не назвал таланта и упомянул его только между прочим?.. И будете правы. Талант — важное качество, необходимое каждому художнику, а еще вернее — каждому человеку в любом деле, даже, казалось бы, самом простом.
Но что это такое? Откуда талант берется, можно ли его в себе развить, воспитать? Или он дарится природой избранным, от рождения?
На эти вопросы подробно отвечает выдающийся советский режиссер, актер, театральный педагог Константин Сергеевич Станиславский. К его мыслям о театре и его богатейшему опыту мы еще не раз обратимся на страницах этой книги.
Вот что писал Константин Сергеевич в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Давнишнее мнение о том, что актеру на сцене нужен только талант и вдохновение, достаточно распространено и поныне. В подтверждение этого мнения любят опираться на гениальных артистов, вроде нашего Мочалова, который будто бы подтверждает это своей артистической жизнью...» (Здесь я хочу прервать цитату, чтобы сказать вам, что Павел Степанович Мочалов — знаменитый трагический актер первой половины прошлого века. Он жил и работал в Москве. И стал для своего времени, а потом и для всей истории русского театра классическим образцом актера, который играет исключительно по вдохновению.)
«Попробуйте сказать актерам, плохо осведомленным в своем искусстве, что вы признаете технику, и они с презрением начнут кричать: «Значит, вы отвергаете талант?»
...Чем крупнее артист, тем больше он интересуется техникой своего искусства».
Эти слова Станиславского я выделяю особо. Почти всю свою жизнь в театре Константин Сергеевич потратил на то, чтобы сделать технику актерского мастерства
доступной каждому молодому актеру. Он стремился создать специальный метод — для помощи в овладении техникой. Этот метод называется «системой Станиславского». Мы о нем еще поговорим.
Интересно, что за полвека до Станиславского такие же мысли об актерской профессии высказал Островский: «...у каждого искусства и даже ремесла есть своя а з б у-к а, которая называется техникой... Нельзя быть ни художником, ни хорошим мастеровым, не изучив основательно техники... Техника сценического искусства не из легких».
Мысли о природе таланта содержатся и в книге выдающегося советского хирурга Сергея Сергеевича Юдина. Там есть такие строки;
«Если гениальность — врожденное свойство... то таланты можно развивать трудом, упражнением и изучением высших образцов. Но для успешного изучения образцов нужен умелый отбор их, то есть вкус, который тоже есть своего рода дар. Вкус поддается культуре, воспитанию. Арабы говорят: «Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют песни, — ты болен, тебя лечить надо...»
Так думал и писал советский врач, в полной мере обладавший таким даром.
А гораздо раньше гениальное по простоте определение таланта дал Александр Сергеевич Пушкин:
«Талант - это способность человека к труду».
Больших успехов достигло искусство актера в советском театре. Этим мы обязаны творчеству выдающихся деятелей сценического искусства Константина Сергеевича Станиславского, Владимира Ивановича Немировича-Данченко, Евгения Багратионовича Вахтангова. Каждый из них воспитал поколения актеров. У тех в свою очередь стали появляться ученики...
Перечисление выдающихся советских артистов заняло бы немало страниц. При случае я буду знакомить вас с некоторыми из них.
Один из создателей советского театра для детей режиссер и драматург Леонид Федорович Макарьев (1892—1975) говорил своим ученикам: «На сцену не надо выходить для того, чтобы поражать, потрясать своим талантом, красотой, темпераментом, обаянием. Сцене нужен человек, артист, гражданин, который выходит не для того, чтобы развлечь и отвлечь, а чтобы научить, помочь, спасти!»
Это важное напутствие для любого артиста.


jonder.ru © 2009. О театре.


Rambler's Top100