Прежде чем говорить о сценическом парике, мужском и женском, необходимо подчеркнуть всю важность, какую имеет для актера выбор парика и наклейки растительности; это является безусловно самым важным в гриме; ничто так сильно не изменит лица, как умело заказанный или выбранный парик и растительность лица. И несмотря на это, надо все-таки бояться и избегать пари к а. Если есть хоть какая-нибудь возможность обойтись без парика, без усов и без бороды, т.е. остаться в своих волосах, это надо сделать - лицо должно быть свободным от стесняющих мимику наклеек. Вообще парик для актера представляет массу осложнений, почему и рекомендуется избегать его, -если только представляется возможным обойтись своими волосами. Цвет своих волос можно изменить краской (не окраской) или пудрой.
С другой стороны, парик, специально сделанный для данного лица и роли, изготовленный по мерке хорошим парикмахером, устраняет все препятствия и совершенно преображает актера. Парикмахерское искусство теперь настолько ушло вперед, что можно достичь полной естественности парика; достаточно того, что многие их носят в жизни, и никто не подозревает об этом.
Парик прежде всего должен быть верен природе, соответствовать возрасту типа, характеру роли, и быть впору. Если он мал, он не годится безусловно, если же велик, то его можно еще ушить в разрезах над ушами или сзади стянуть и закрутить шпилькой.
Рис. 75 (с 1 по 16).
Парики бывают со лбом и без лба; лоб парика должен как можно более плотно обтягивать лоб актера. Только тогда общим тоном или примазкой можно сделать совсем незаметным место соединения парика и лба. Иногда употребляется шелковая или полотняная ленточка, которой при помощи лака приклеивают парик ко лбу, и после того как она высохнет накладывают общий тон или примазку. При помощи умело наклейной ленточки парик можно сделать незаметным. Если парик "эластичен, благодаря замшевому Рис. 76 (с 17 по 29) лбу или резине на затылке, к тому же и сидит хорошо, то в ленточке необходимости нет. Чаще бывает необходимо пришивать к парику тюлевые височки, чтобы скрыть волосы, растущие слишком близко к глазам. Прежде чем надеть парик, нужно его приготовить, т.е.
Накладывание парика. Пригладив свои волосы (когда имеется чехол, то это делается перед надеванием чехла), гримирующийся должен взять парик за виски и, наполовину Рис. 77 (с 31 ло 45} расчесать на болванке или завить.
Делать это обыкновенно приходится парикмахеру. Дамские парики расчесываются со всех сторон, завиваются, и отдельные пряди их укрепляются шпильками Рис. 78 (с 46 по 59) надев переднюю лобную часть парика, держать его обеими руками, в то время как парикмахер захватывает заднюю- затылок: затем одовременно парик натаскивается как на лоб, так и на затылок вплоть до шеи; нужно позаботиться о том, чтобы не видны были сзади собственные волосы, отличающиеся по цвету от волос парика; при седом парике собственные волосы, можно запудрить, в остальных же случаях подклеивают соответствующий по цвету трес Рис. 79 (с 60 по 70).
Не следует злоупотреблять количеством волос на парике. Это увеличивает голову и делает фигуру непропорциональной; нужно всегда помнить, что хороший па;рик улучшает эффект грима, а плохой убивает даже хорошо выполненный грим. Заказывая парик на свою голову, нужно тщательно снять мерку с головы по линии, указанной на рисунке, а также по линии от начала парика (лба) до его конца (затылка), см. рис. 38, стр. 111.
Лучшие парики - тамбурованные из волоса, точно так же, как борода, усы и брови. Тамбурованные - значит прошитые насквозь особой иглой.
Хорошо иметь хотя небольшой комплект париков для своего амплуа. Заказывать парики нужно такие, у которых легко можно изменить прическу. При заказе комических париков с лысинами, рекомендуется универсальный парик с накладками; таким образом, один парик будет служить за три. В этом случае заказывается парик с очень большой открытой лысиной, а к нему две накладки с замочками (крючками, которые прицепляются к парику), и по мере необходимости делается больше или меньше лысина парика.
Парики, накладки и наклейки великолепно моются в бензине (при мытье бензином во избежание несчастных случаев необходимо производить работу при электрическом ос-вещании, лучше же всего днем).
О женском парике можно сказать не много; все зависит от вкуса и уменья подобрать цвет волос и сделать прическу, которая подошла бы к лицу.
Говоря о наклейках растительности на лице, помимо тамбурованных, изготовленных парикмахером, нужно сказать несколько слов о тресе или крепе (искусственный материал для искусственного изготовления всякого рода растительности, из которого также клеются бороды, усы и брови).
Что касается первых, то о них распространяться особенно не приходится уже потому, что тут вы всецело во власти парикмахера, который должен осуществить замысел актера. Ему дается лишь рисунок или картинка из альбома, а котором говорилось выше, и борода с усами готова. Остается только наклеить ее лаком (обыкновенный спиртовой белый лак). На первый взгляд это кажется очень легко, на самом же деле необходима сноровка; великолепно приготовленную бороду можно наклеить так, что она не будет походить на живую и наоборот, - старую, неуклюжую, грубую бороду, при помощи треса, умелой рукой можно наклеить так, что ее не отличить от живой, даже на близком расстоянии. Все дело в том, что волосы на бороде растут неодинаково густо; вот это-то и нужно отметить. В особенности это заметно на щеках, где растительность, постепенно редея, сходит на-нет, - здесь нужно сделать так называемые начесы; с наклеенной уже бороды нужно гребенкой отчесать пряди на щеку и наклейкой или рисовкой свести их на-нет, соображая, где могут кончаться границы бороды (рис. 80, 81 и 82). Часто мы видим, что граница бороды у актера идет резкой определенной линией,- это страшно бросается в глаза своей неестественностью и подчеркивает другие ошибки грима. О таких же начесах нужно помнить, приклеивая бороду под нижнею губою и на шее.
Трес, заплетенный на машине, так называемый машинный, вполне пригоден для наклеек всякого рода; он бывает различных оттенков; черный, темный шатен, средний шатен, светлый шатен, темный блондин, средний блондин, светлый блондин, седой чисто белый, три оттенка седого более или менее темноватого, несколько оттенков рыжего. Следует избегать треса, который заплетают сами парикмахеры, собирая старый, бывший в употреблении; он совсем не эластичен, не тянется, потому что короток.
Вместо лака для наклеивания треса и тамбурованных наклеек, употребляется иногда гуммиарабик на эфире; он, обладает неприятным запахом и значительно хуже спиртового лака.
Борода.
О форме бороды, о ее трактовке и соответствии ее с париком следует заботиться самым тщательным образом.
Форму бороды надо лепить пальцами, искусно растя-гивая и моделируя креп, но отнюдь не резать ножницами; борода искусно выработанная пальцами, гораздо естественнее стриженной. Естественность ее увеличится, если креп не будет слишком густ и приклеенный на подбородок или щеку дает некоторые просветы; чем старше возраст, тем реже борода. Ее величина и форма должны всегда находиться в зависимости от лицевого пятна и характера роли. Часто основной цвет треса для нарушения однообразия, особенно в старческой бороде, смешивается с другими оттенками, т. е. более светлыми или темными прядями. Ее пи желательно скрыть полноту лица, можно заклеить бородою пространство щек. Исполнитель с худым лицом должен заботиться, чтобы как можно больше показать свои щеки, поэтому он должен наклеивать бороду как можно ближе к скулам и лишь ничтожную часть бороды зачесывать на щеки.
Приготовление бороды из треса довольно просто; прежде всего он растягивается в длину настолько, что становится прозрачным; затем от него отщипывают столько, сколько требуется для данной бороды, верхушка бороды должна быть гуще и постепенно редеть к низу и к краям. Бороду нужно приготовлять из двух кусков крепа: 1) верхнего - наружного и 2) внутреннего, на шейной части подбородка. Вырезав два треугольника под концами губ у первой, верхней части треса (этот кусок прикладывают так, чтобы охватить подбородок и прилепить бороду как к углам нижней губы, так и к нижней части подбородка), во второй, внутренней части берут отдельную прядь и прикрепляют ее лаком на нижнюю внутреннюю часть подбородка, прижимая полотенцем, пока засохнет, а затем прикрепляют верхнюю наружную половину.
При этом следует позаботиться, чтобы борода постепенно редела, не только спускаясь вниз, но и переходя на щеки.
Если нужно сделать более широкую бороду, то следует прибавить еще боковые части бороды, нижний конец которых должен соответствовать длине и цвету бороды. Отдельные части бороды нужно начесать друг на друга, держа за край бороды одной рукой и обрабатывая ее другой.
Темные бороды выигрывают, если к ним прибавить оттенки из более светлых тонов крепа; в серые бороды нужно давать блики седых чисто белых волос. Нужно предупредить, что из такого материала, как трес, можно сделать только небольшую бороду, если же необходима большая окладистая борода, то тут уже прибегают к тамбурованной.
Что же касается приготовления усов из треса, то тут дело обстоит гораздо лучше уже потому, что сами усы меньше, бороды и форма усов не так разнообразна, как форма бород.
Усы должны быть несколько светлее бороды. Усы, свешивающиеся вниз, должны быть тонкими в тех местах, где они встречаются на верхней губе, концы же следует утолщать. Самые губы должны оставаться свободными от усов, за исключением тех случаев, когда нет надобности заботиться о красоте головы. Иногда при изготовлении усов приходится обращаться к помощи щипцов: можно завить, закрутить концы, сделать торчащие или нависшие усы; для этого плоский, растянутый трес щипцами отводят настолько, насколько это бывает необходимо. Если же нужно, чтобы закрученные в стрелку или кольца усы держались, то для этого концы их закручивают с лаком, и когда последний высыхает, то концы усов затвердевают и становятся похо- , жими на густо напомаженные.
Иногда можно обойтись и без помощи треса: нарисовать усы или баки тонкой кистью или обожженной спичкой, накладывая краску не сплошной массой, а штрихами, что со сцены гораздо естественнее чем маленькие усы наклейные из треса.
В особенности рекомендуется рисовать, а не наклеивать, бачки при лице полном, и усики - при сильно выдвинутой верхней губе, чтобы не подчеркивать своих недостатков.
О бровях можно сказать не много. К наклеенным бровям очень редко приходится прибегать, разве только тогда, когда нужно изобразить брови нависшие. Но и тогда делают их все-таки не особенно густыми. Вообще не рекомендуется прибегать к бровям, закрывающим глаза, это наполовину лишает лицо мимики глаз.
Наклеивая брови, нужно помнить, их место - надбровные дуги; исключение составляют брови утрированные, которые наклеиваются выше; они чаще всего накладываются в виде точек.
УСЫ
1. С поднятыми в роспуск концами (2, 3,
4, 5, 6)3. см. рис. 75 и 76.
2. В стрелку, горизонтальные, длинные и др. фасонов
(1, 13, 16, 15, 7, 22, 23).
3. Очень короткие, вздернутые к верху, с подбритыми
концами (12, 14), рис. 75.
4. Подковой, обыкновенно торчащие или навислые (26,
27, 28, 29), рис. 76.
5. Вниз или горизонтальные с наклоном, с закручен
ными концами (21, 24, 25), рис. 76.
6. Усы с подусник&ми, большие - военные и энергич
ные люди (19, 8, 19, 20).
7. Усы, закрученные кольцом (9, 10, 11), рис. 75.
8. Усы и борода Непп (32, 43, 65), рис. 77 и 79.
9. Заостренная бородка эспаньолка - полоской от ниж
ней губы вниз за подбородок (53 56), рис. 78.
10. Заостренная, заходит и на щеки (37,38,
39, 46, 61, 66, 69), рис. 77, 78 и 79.
11. Жабо (голландская), обрамляющая щеки и зоб (70).
12. Борода и усы Вильгельма I и Николаевские, при
выбритом подбородке усы соединены с небольшими стри-
жеными баками (68), рис. 79.
13. Бородка с пробором, небольшая (34,63), рис.77 и79.
14. Маленькая, острая, торчащая бородка (51,52,54,67).
15. Беспорядочная, неостриженная борода (60).
16. Борода с баками при усах (33, 35, 44, 45, 57, 62).
17. Длинная острая борода (31, 49, 55, 64).
18. Борода лопатой (48, 60).
19.Большая торчащая борода (купца) (36, 59), рис. 77.
Бакенбарды и бачки
1. Маленькие фавориты, прямые и с загнутыми кончи
ками трубочкой (чиновники) (40, 41, 42), рис. 77.
2. Округленные котлетами (58), рис. 78.
3. Большие пушистые, заостренные (47). Круглые ла
кейские баки с пушистыми острыми концами.
4. Жидкие седые баки дряхлого старика (руины) (50).
Обыкновенные брови Нависшие вниз. Торчащие вверх с хвостиками. Щетинистые, оттопыренные