Первобытные обитатели Руси, славяне, вероятно, носили длинные волосы и окладистые бороды, подобно близким им по складу жизни скифам =и сарматам. Быть может восточные народы занесли несколько позже в русскую землю обычай брить голову и бороду, оставляя клок волос на макушке и густые висячие усы с подусниками. Византийский писатель Лев Дьякон так, например, описывает наружность Святослава: он был среднего роста, нос у него был плоский, глаза голубые, густые брови; мало волос на бороде, а усы длинные, косматые. Вся голова была выстрижена, кроме одного клока, висевшего по обеим сторонам головы в знак его знатного происхождения. После начала сношений с Византией русские усвоили обычай носить полудлинные волосы и окладистую подстриженную бороду лопатой. При Владимире св. обычай этот окончательно установился.
Татарское владычество тоже не прошло бесследно: с XIII века многие русские люди, по восточному обычаю, стали коротко стричься, а иногда совершенно брить голову, прикрывая ее татарской ермолкой. Только при опале государевой да в трауре принято было отращивать длинные волосы и даже не расчесывать их. Но перед большими праздниками (XVI-XVII вв.) все считали долгом остричься. Борода, однако, оставалась в фаворе на протяжении всего татарского и московского периодов русской истории.
Чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее. При Василии Ивановиче было введено в обычай бритье бороды, - даже сам великий князь последовал этому обычаю, но духовенство восстало против него; позже "Стоглав" запретил брить усы и бороду; бритому покойнику, по уставу, не полагалось ни петь панихид, ни хоронить его по христианскому обряду. Согласно старинному православию бритье - ересь, введенная порочным греческим царем Константином. Если у кого от природы не росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело; равным образом питали недоверие к обладателю рыжих волос. Уже при Борисе Году-нове начались попытки подражать иностранцам в подстрижке бороды. "При Алексее Михайловиче был случай, что протопоп Аввакум не хотел благословить боярина Шереметьева за то, что тот выбрил себе бороду на европейский образец" (Соловьев, XIII, 208); а князь Кольцо-Масальский был даже лишен должности, потому что подрезал у себя волосы по-иностранному. В конце XVII века патриарх отлучал от церкви не только тех, которые брили, но и тех, которые с брадобреями имели общение. "Адриан издал послание против брадобрития, где указывалось на то, что без бороды человек перестает иметь образ человеческий- он подобен псу или козлу". Все же при царях Алексее и Феодоре, по словам Киржанича: "в высшие круги общества проникли польские моды - волосы на голове и бороде стригли на иностранный образец".
После путешествия за границу, принимая поздравления с благополучным возвращением, Петр вооружился ножницами и обрезал собственноручно бороды у нескольких сановников. На пирушке у Шейна, 1 сентября, появился шут с ножницами и также окарнал несколько бород. С этой поры Петр объявил войну бородачам. С 1699 г, появился "бородовой знак", обладатель которого сохранял право на ношение бороды за известную плату. Законодательство относительно "бородового" налога было, однако, проведена только в 1705 г. Царедворцы и приказные платили-€0 руб. с человека, люди гостиной сотни - от 60 до 10 р., посадские и церковые причетники, кроме попов и дьяконов,- 30 руб. в год. Крестьяне, являясь в город, должны были платить по 1 копейке. Раскольники платили двойной оклад. В высшем обществе бороды исчезали и вошло в моду носить парики. При Елизавете Петровне, однако, еще понадобилось издавать: 1) назидательные картинки со словами Дмитрия Ростовского о пользе брадобрития и 2) ряд притеснительных указов о раскольниках. Указами 1762 и 1763 г.г. бородовые знаки были отменены. При дворе Екатерины II борода была окончательно изгнана: все брились гладко; служащие тоже следовали этой моде; в бородах ходили только попы, простонародье да купцы.
С XIX века образованная Россия, не отставая ни на шаг следовала общеевропейским модам.