Гунны, авары и алланы не следили за своими волосами. Мадьяры, хозары, печенеги и другие кочевники точно так же мало заботились о своей шевелюре. Некоторые племена, впрочем, заплетали волосы в косы и отпускали длинные висячие усы.
Готы и лангобарды носили волосы, свободно ниспадающие на спину и плечи, а на лбу ровно подстригали их; бороды носились по преимуществу длинные. После сближения с римлянами стали завивать волосы и бриться.
Британцы зачесывали свои длинные волосы на затылок. Бороду сбривали, оставляя большие висячие усы.
Шотландцы и англосаксы отличались тем, что брили усы, оставляя большую бороду. У ирландцев борода, усы и волосы были настолько густы, что в битвах заменяли броню, защищая голову и грудь. Норманы и скандинавы не укорачивали своей растительности.
Византийцы по римскому обычаю брили лицо и носили коротко подстриженные волосы. С половины VI века появилась мода на длинные волосы. С VIII века принято было отпускать окладистые короткие бороды и усы. Духовенство первоначально носило тонзуру апостола Павла, а после четвертого Толедского собора (683 г.) тонзуру апостола Петра, при которой кругообразно пробивалась макушка.
Арабы в древнее время брили голову или отпускали длинные волосы, иногда заплетая их в косы. Длинные бороды подбривались близ ушей. В средние века носили коротко остриженные или полудлинные волосы при полной бороде, которая всегда почиталась у восточных народов: вырвать бороду значило нанести самое тяжкое оскорбление. Восточные племена, как и в наше время, брили голову, оставляя на макушке пук волос.
Турки следовали обыкновению восточных арабских племен. Длина бороды служила отличительным признаком различия сословий.
Германцы и галлы. У германских племен, по сообщению Тацита, ношение коротких волос считалось позорным. Чтобы придать своим волосам, от природы светлым, золотистый оттенок, германцы мыли их особым мылом. Диодор рассказывает, что галлы для той же цели пользовались каким-то известковым раствором. Вообще все обитатели древней Галлии носили длинные волнистые гривы, свободно ниспадавшие на спину и плечи (отсюда римское СаШа сота(а); одни из них, по сообщению Сидония Аполлинария, связывали волосы на макушке в пучок, наподобие конского хвоста, другие заплетали их в две косы по обе стороны лица. В самые отдаленные времена галлы носили большие бороды, затем среди лиц благородного происхождения распространился обычай брить баки и подбородок, оставляя длинные гусые усы с подусниками. Простолюдины могли только слегка подстригать свои бороды; волосы же носили короткие. С IV века, благодаря римскому влиянию, повсеместно распространился обычай сбривать или даже выщипывать усы и бороду. С V века (при Меровингах) подбривали затылок, зачесывая остальные волосы на лоб. До VII и VIII веков включительно длинные волосы все еще были отличительным признаком благородного происхождения у франко-германских народов. Бритая голова была знаком рабства, а тонзура- знаком монашеского или духовного звания. После падения Меровингов, длина волос утратила свое привилегированное значение. Карл Великий носил короткие волосы и небольшие усы, хотя в старости изменил свою прическу, отпустив длинную бороду. Молодежь носила преимущественно большую шевелюру. К IX веку волосы совершенно перестают служить знаком различия между рабами и свободными. По Балмоцию, только преступников лишали волос. В эту пору принято было носить волосы подстриженными на высоте шеи (франки). Иногда даже брили всю голову, за исключением хохла на макушке. С V по XII век при полудлинных волосах носили небольшие окладистые бороды. Шевелюра подрезалась на высоте ушей и слегка завивалась снизу и на лбу (таблица 1, 5). Молодежь подбривала лоб и зачесывала остаток волос назад. В XII веке знатные переплетали бороды золотыми нитями. В конце века появилась мода делить небольшую бороду на отдельные, крючковидно завитые пряди.