В начале XVII века носились вышеописанные прически конца XVI. Когда же мужчины стали носить парики, женщины, наоборот, оставили эту моду. Около 1630 г. появилась новая низкая прическа, которая состояла в том, что часть волос надо лбом коротко и ровно подрезалась и зачесывалась на лоб или завивалась в маленькие спиральные локончики - тирбушоны, тогда как вся остальная масса волос, за исключением височных прядей, зачесывалась гладко на затылок и образовывала здесь шиньон или заплеталась в косы, которые укладывались в узел спиральной формы, а височные пряди свободно ниспадали по сторонам лица вниз наподобие "колбы" или завивались в трубочные локоны (таблица 11, 36). Перья, жемчужные нити,. банты и вуали служили дополнением этой "живописной" прически, продержавшейся с разными вариациями вплоть до средины царствования Людовика XIV.
В 1660 году у любовницы короля, герцогини Фонтанж, на охоте ветер растрепал прическу, и она перевязала волосы кружевной оборкой на макушке в пучок. На другой день весь модный Париж знал об этом происшествии, и тотчас же была изображена новая прическа.
"Фонтанж", писал Сен-Симон, "представляла целое сооружение (из проволок, лент, буклей и всевозможных наколок) в два фута высоты, благодаря чему лицо дамы казалось помещенным посреди всей фигуры. Стоило шевельнуться, как постройка начинала колебаться и угрожать падением". Вот почему первоначальная высокая "фон-танж" стала упрощаться и получила название "удобной"
("соттойе"). "Фонтанж" теперь делалась из куска накрахмаленного полотна, которое кроили наподобие труб
органа и по желанию украшали бантами из лент, перьями и камнями (таблица II, 32). Различия в манере укреплять "фонтанж" и располагать букли давали повод к изобретению самых причудливых названий: "герцогиня", "отшельник", "капуста", "воротник", "мушкетер", "палисадник",, "улыбка" и т. д. Через десять лет после своего появления "фонтанж" опять приняла такой утрированный вид, что в 1699 г. Людовик XIV добился, хотя и не без труда, отмены этой прически при дворе; но в обществе продолжали ее носить до 1712 г.
Хотя "фонтанж" и вышла из моды к 1712 г., тем не менее мелкая буржуазия продолжала носить ее до сороковых годов. При дворе и в обществе после падения "фонтанж" до самой смерти Людовика XIV (1715 г.) носили низкую простую прическу. В эпоху Регентства снова пробудилось стремление к вычурным прическам, но о прежней утрировке не могло быть и речи: дамы коротко стригли волосы, завивая их вокруг головы. После брака'"Людовика XV с Марией Лещинской (1725 г.) воцарилась польская мода при новой прическе - волосы гладко зачесывались назад и скреплялись на затылке. При утреннем туалете волосы граспускались маленькими локонами на лоб и виски и двумя длинными змеевидными локонами на плечи и грудь С 30-х годов дамы вновь взялись за пудру, которой они обильно посыпали низкие, большей частью гладкие прически с плоскими уборами из кружев, цветов и лент (пережиток "фонтанж").
В последующие годы прически начали расти в вышину: волосы, зачесываясь со лба и висков кверху, завивались сзади в широкие букли, свешивавшиеся вниз, потом вновь поднимавшиеся на затылок и здесь закалывались.
Шиньон такого рода часто украшался лентами, камнями и жемчужными нитями.
По сторонам лица любили распускать по нескольку локонов.
Во вторую половину века продолжали носить ту же высокую пудренную прическу, видоизменяя ее на всевозможные лады. Около 60-х годов прически приняли уже настолько большие размеры, что явилась потребность в париках (т. II-44). С 1764 года распространился обычай давать прическам самые курьезные наименования: событиями придворной и общественной жизни, литературы, живописи и театра. Парикмахер стал насущной потребностью дамского обихода. Существовала целая академия, учрежденная парикмахером Людовика XV - Легро. Его соперник Леонар, состоящий на службе у дофина и Марии Антуанетты, изобрел в 1770 г. новый убор, при котором высоко взбитые волосы украшались газом и лоскутками. На прическишло иногда до 14 футов газа. Все это загромождалось кружевами, гирляндами из роз, булавками и страусовыми перьями. Каждое событие дня давало повод к изобретению новых причесок.
В 1772 г. появилась прическа достигавшая 72 дюймов высоты и разделялась на несколько поясов или зон, из коих каждый был убран и украшен различно. Главную особенность этой прически представляли три больших пера на левой стороне головы, в розовом банте с большим рубином. В 1774 г. носились прически: 1) прическа, отличавшаяся от предыдущей тем, что перья укреплялись позади, 2), представлявшая искусное сочетание перьев, лент и булавок. На этой прическе водружались бабочки, птицы, амуры, из папье-маше, древесные ветки, фрукты и даже овощи. Герцогиня Шарт явилась однажды в оперу с убором, на котором были воздвигнуты: фигура ее сына на руках кормилицы, попугай, клюющий вишни, и негритенок.
Вступление на престол Людовика XVI (в том же году) было ознаменовано появлением новой прически из волос "цвета королевы", украшенных хлебными колосьями и рогами изобилия.
Уборы были столь высоки, что кареты не могли вмещать кокеток и они вынуждены были сидеть, наклонив голову и высунув ее в окошко экипажа, или даже стоять на коленях в карете. "Пуф" сменился прической, которая состояла 'из сложного сооружения волос - хитро расположенных, завитых в букли, взбитых кверху - и из всевозможных украшений: перьев, лент, газа, гирлянд, жемчужных нитей, блиллиантов и т. д., и т. п. Мария-Антуанетта чуть ли не ежедневно изобретала самые причудливые моды: были прически, представлявшие целые пейзажи (английские сады, гроты и леса!..)-
Морская битва фрегета (в 1778 г.) была отмечена прической того же названия, при которой волосы были взбиты наподобие морских волн и увенчаны моделью фрегата. Высота причесок застивали директора оперы в том году запретить модницам вход в партер.
В 1780 г. Мария Антуанетта, лишившись волос вследствие родов, стала носить прическу - низко зачесанные волосы с плоским шиньоном, оканчивающимся буклей наподобие колбасы. Общество последовало этой моде, но, само собой разумеется, многие продолжали носить высокие прически. Изобретение аэростата даже породило еще новый вид высокой прически. Актрисы Конти и Рокур ввели в моду множество других высоких причесок. Все-таки с 1783 г. опрощение стало заметнее. В конце царствования Людовика XVI воцарились английские низкие прически. В 1786 г. носили плоскую прическу с легкой завивкой надо лбом или невысоким зачесом - ежом, щеткой; сзади волосы собирали в шиньон, иногда заплетая в косу или распуская на спину длинными локонами.
Новая мода появляться всюду с головным убором была косвенной причиной того, что на прически теперь не обращалось прежнего внимания: увлечение всевозможными шляпами, чепцами и тюрбанами сменило увлечение прической. Мало-по-малу и пудра стала выходить из употребления. В эпоху Революции носились уже напудренные волосы, зачесанные по прежним модам с боковыми буклями с длинным мешкообразным шиньоном и с "ежом" или "щеткой" надо
лбом.
От мужчин дамы переняли прическу, при которой волосы плотными, длинными завитками ниспадали на щеки.
В эпоху Директории появилась прическа или с короткими волосами на затылке, как у осужденных на смерть. Многие щеголихи носили прическу, причем волосы взбивались в беспорядочную кучу, небрежно облегавшую всю голову. С 1795 г. ношение париков стало вновь общим явлением, модницы считали необходимым иметь по нескольку разноцветных париков: в течение одного дня они появлялись, то в белокуром (утром), то в каштановом (днем), то в черном (вечером), то в рыжем. Существовали даже разноцветные парики... В эпоху консульства (с 1799 г. по 1802 г.) парики вновь вышли из моды. Теперь дамы увлекались греческими прическами с узлом, обручами и сетками; при этом должно заметить: они не ограничивались простой копировкой античных уборов, но изменяли их сообразно своему вкусу. Обычный тип такой прически состоял в том, что завитые спереди волосы начесывались на лоб до самых бровей, а сзади завязывались в узел, скрепленный гребнями и шпильками, боковые же многочисленными тирбушонами ниспадали вдоль щек.