В XIII веке по всей Европе распространилась мода заключать волосы в сетки --и вышивные мешки, которые иногда обрамляли лицо с двух сторон наподобие бандо.
Иногда волосы делились прямым пробором и заплетались в косы, укладывавшиеся на макушки вроде диадемы. Кроме того, существовала мода свободно распускать волосы на спину или разделять их на пряди, обвитые лентами и золотыми нитями (особенно в Италии, Испании и Англии); при этом волосы скреплялись лобной повязкой или обручем. Девушки при распущенных волосах любили украшать себя венками из живых цветов. Женщины пожилые собирали волосы сзади в шиньон, прикрывая его мешком, чепцом или покрывалом. В начале XIV века распущенные волосы носились только девушками (таблица II, 31). Женщины заплетали их в косы, которые то укладывались вокруг головы наподобие венка, то закручивались спиралью вдоль щек.
В конце XIV века и в начале XV женщины старательно прятали волосы под громоздкие головные уборы (чепцы, рога, эскофионы и т. д.), выставляя напоказ лишь серпообразный клок волос над лбом, как бы для обозначения цвета своих волос. При дворе Изабеллы Баварской стали совершенно скрывать волосы, выставляя напоказ величину лба. Позже мода на большой лоб дошла до того, что многие модницы сбривали или выщипывали брови и часть волос над лбом, а иногда так туго Оттягивали волосы назад, что причиняли себе нестерпимую головную боль. Широко распространился обычай красить волосы в темные и, особенно модные, светлые цвета, только не в рыжие, которые считались позорными. В большом спросе были накладные волосы. Повсеместно вошла в употребление рисовая пудра.
Во вторую половину XV века, с легкой руки итальянок, возродились античные прически, своеобразно измененные и дополненные. Женщины всей Европы щеголяли замысловато расположенными косами, локонами и прядями, почти совершенно оставив безобразные уборы в форме рогов, сахарных голов и митр. Особенно славились своими живописными прическами флорентинки: волосы, низко зачесанные на лоб (по-античному), и на щеки-локоны; косы, ниспадавшие на плечи; волосы, зачесанные и связанные на макушке головы или распущенные,- мода все разрешала, но врожденный вкус флорентинки не допускал злоупотреблять этой свободой. Ботичелли, Рафаэль, Леонардо да-Винчи и др. художники запечатлели множество самых разнообразных и безукоризненно изящных причесок (таблица II, 26, 27, 28, 29, 30, 39, 40, 46 -и 49 и рис. 74). Когда для сооружения прически нехватало собственных волос, дамы прибегали к помощи париков цли накладок, которые укреплялись проволокой, сетками, шапочками, платками и т. п. украшениями.