Они могут быть выведены из соединения простейших и второстепенных переживаний, например: Единица смеха плюс единица восхищения дадут выражение восторга.
Единица неудовольствия плюс единица гнева дадут выражение ненависти.
Единица удивления плюс единица страха дадут выражение боязни и т. д. до бесконечности. Поэтому приходится остановиться только на одном из третьестепенных переживаний, выражение которого особенно важно не в пример прочим. Это - Ненависть. Слагается оно из сильного отвращения (плач) и антипатии, близкой к гневу, к злобе, отличаясь от гнева тем, что ненависть более длительное чувство, чем гнев, проявляющийся короткими вспышками; гнев всегда прям и благородно открыт, ненависть чаще всего низка, затаена и не стесняется в средствах для достижения мести.
Схематически выражение ненависти формулируется так: брови опускаются, как в гневе, с тою разницею, что опускаются и их наружные концы (как в плаче), глаза точно прячутся, смотря вбок, ноздри расширены, нижняя челюсть выдвинута, точно готовясь укусить, верхняя губа подчеркивает это впечатление, обнажая зубы и скашиваясь в сторону взгляда, углы рта опущены, он искривлен. Особенно характерен взгляд - затаенный, бегающий, полный низкой злобы; к ненависти примыкают отвращение, антипатия, презрение, недоверчивость, надменность и т. д.
Приведенные выше сложные переживания могут быть еще бесконечно осложнены самыми разнообразными сочетаниями чувств и соответственными комбинациями выра.-жений лица (так, восхищение может быть смешано с чувством страха, жалости, и т. д., и т. д.), но все же и внешние проявления чуств, и самая суть переживаний всегда будут базироваться на основе первых трех схем и соот^ветствую-щих им группах простейших переживаний, служащих неизменным фундаментом для выражения всех остальных ощущений и чувств.