И снова — Пушкин. «Евгений Онегин».
...она,Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола...
В этих строчках — восхищение искусством одной из балерин того времени.
А Эол — бог ветров в греческой мифологии.
То предвоенное лето на озере Селигер выдалось прекрасным. Это редкостное по красоте озеро на Валдайской возвышенности (в Калининской и Новгородской областях) издавна привлекало множество отдыхающих из разных городов страны.
В нескольких просторных деревянных домах на самом берегу поселились ленинградцы: профессор Николай Николаевич Качалов — выдающийся ученый в области стекла и стеклоделия, его жена — драматическая артистка Елизавета Ивановна Тиме, писатель Алексей Николаевич Толстой, режиссер и яхтсмен Александр Александрович Брянцев — тот самый, с чьим именем связана история советского театра для детей. Вместе с ними отдыхала тогда на Селигере и молодая балерина Ленинградского театра оперы и балета Галина Уланова.
Каждое утро отправлялись на лодках и байдарках кататься по озеру, устраивали на островах веселые пикники. И только один человек нередко удерживался от соблазна присоединиться к друзьям и оставался дома — Уланова.
Молодая артистка помнила слова Пушкина; «Талант — это способность к труду...» И она работала — каждое утро, по многу часов. Артистка репетировала тогда роль Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». Ей помогала советами Елизавета Ивановна Тиме, рассказывала о законах искусства, общих для балета и драмы. Кропотливый труд дал свои плоды: роль Марии выдвинула балерину Уланову в первый ряд мастеров советского балета.
Когда миновала Великая Отечественная война, Гали-Аиб Сергеевна получила письмо от бывшего фронтовика. В нем рассказывался удивительный случай.
В течение всей войны молодой сержант бережно хранил и всегда возил с собой фотографию Улановой в роли Лебедя из балета «Лебединое озеро». Однажды, во время яростного вражеского обстрела, пуля угодила в заветную фотографию. Теперь она стала воину еще дороже. Раненая, но вечная живая Лебедь и теперь стоит на столе у фронтовика, напоминая о том, что искусство сильнее войны, сильнее смерти.
Ныне Галина Сергеевна Уланова — лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Ее творчество, ее имя украшают историю советского, да и всего мирового, балета.
Недавно в Стокгольме перед старинным зданием Музея танца Швеции состоялась торжественная церемония открытия монумента в честь выдающейся балерины. Бронзовая скульптура запечатлела артистку в партии Лебеди. (Автор статуи — известный советский скульптор Клена Янсон-Манизер.)
На одной из красивейших улиц мира — улице Зодчего Росси в Ленинграде (слово зодчий прежде употреблялось вместо слова архитектор) — находится Ленинградское академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой. Такие училища есть и в других городах. Здесь в течение восьми лет (после третьего класса) учатся ваши сверстники. Здесь рождается наш балет.
Налетное искусство — такой вид театра, где содержание передается зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто, иными словами — сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Наконец, за дело берется балетмейстер — балетный режиссер. Роли поручаются артистам-танцовщикам. Все вместе они и создают спектакль.
В балетном искусстве очень велика роль художника: ведь здесь часто происходят сказочные, фантастические события. Художник-декоратор возводит для них берега Лебединого озера, картины сна девочки Маши — героини балета «Щелкунчик», дворец для Золушки.
Большое значение в этом виде театра имеет жест — он должен обладать огромной выразительностью и точностью.
Однажды артисту балета Марису Лиепе довелось сыграть роль принца Лимона в детском балете «Чипол-лино», поставленном по сказке Джанни Родари. Один маленький мальчик, побывавший на этом спектакле, объяснил маме: «Принц Лимон сказал, что Чиполлино надо поймать». Сказал! А ведь артист балета ничего не говорит — только танцует и пользуется жестами. Какой же это, значит, был выразительный жест!
На другом представлении того же балета Лиепа в роли принца Лимона показывал жестами: «Связать Чиполли-но! Сжечь! Разрезать!» И вдруг в зрительном зале раздался крик: «Не надо! Он хороший!» Юные зрители отлично поняли язык балета, его азбуку.
Русский балет издавна пользовался мировой славой. Он выдвинул знаменитых артистов и балетмейстеров: Анну Павлову, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского. Советский балетный театр, признанный во всех странах мира, всегда будет гордиться именами Марины Семеновой, Вахтанга Чабукиани, Галины Улановой, Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева.
На сценах наших театров идут и современные балеты для детей: «Доктор Айболит» Игоря Морозова, «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина.
Если, став взрослыми, вы захотите более подробно познакомиться с балетным искусством, вам предстоит обратиться к трудам выдающегося современного историка советского и мирового балета профессора Веры Михайловны Красовской.
Ее перу принадлежат многие книги об этом искусстве и его знаменитых мастерах.